Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:50, реферат
В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условиях демократии в значительной мере связана с их активным участием в различных массовых мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями.
1. Ведение 3
2. Понятие и виды массовых мероприятий 4
3. Правовые основы, регулирующие организацию
и проведение массовых мероприятий 11
4. Факторы, влияющие на обеспечение общественного
порядка и общественной безопасности при прове-
дении массовых мероприятий 16
5. Заключение 19
6. Список литературы 20
Представленная классификация массовых мероприятий по сходным признакам дает общее представление об их широком спектре, что, в свою очередь, предполагает многообразие правовых норм, регулирующих их организацию и проведение.
Правовое регулирование
публичных мероприятий
Правовые отношения, складывающиеся между участниками, зрителями, организаторами и субъектами охраны общественного порядка и безопасности во время массового мероприятия, будучи урегулированными правовыми и иными социальными нормами (например, организационными и техническими), составляют содержание общественного порядка и безопасности в местах их проведения.
Деятельность основных
субъектов обеспечения
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и про7ведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», принятым с целью урегулирования рассматриваемых общественных отношений, в настоящее время предусмотрен уведомительный порядок информирования властей о намерениях организаторов провести то или иное массовое мероприятие (вместо существовавшего ранее разрешительного порядка). Соответствующий орган местной исполнительной власти после рассмотрения поданного в официальном порядке уведомления может санкционировать проведение подобных мероприятий либо отклонить его, обосновав мотивы отказа, а также предложить альтернативные варианты.{3}
Особую группу общественно-политических мероприятий, серьезно осложняющих охрану общественного порядка, составляют несанкционированные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации. Они образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А в некоторых случаях указанные правонарушения трансформируются в преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Нормы Уголовного кодекса РФ, которые предусмотрены за правонарушения в сфере общественной безопасности и общественного порядка, допускаемые гражданами во время проведения массовых мероприятий:
1). Ст. 212 УК РФ –
массовые беспорядки (организация
массовых беспорядков,
2). Ст. 213 УК РФ –
хулиганство (грубое нарушение
общественного порядка,
3). Ст. 214 УК РФ – вандализм (осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах);
4). Ст. 149 УК РФ – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.{20}
В соответствии со ст. 31 действующей Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование. Одновременно в ст. 13 Основного Закона прямо запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. {1}
В современных условиях резкого ухудшения социального климата в стране, на фоне повсеместного игнорирования существующих правовых норм, надлежащий государственный контроль за проведением подобных массовых акций приобретает особое значение.
В соответствии со ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях в РФ административная ответственность предусматривается за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Кроме того, ответственность предусматривается еще по двум составам указанной статьи :
1). Во-первых, - это нарушение порядка организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;
2). Во-вторых, - это нарушение порядка проведения указанных мероприятий. Объектом посягательства данных правонарушений являются общественный порядок и безопасность, права и законные интересы граждан, нормальная деятельность предприятий, учреждений и организаций. {19}
Порядок организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в Российской Федерации заключается в следующем:
1). Обязательное предварительное обращение (не менее чем за 10 дней) в соответствующий орган исполнительной власти с письменным уведомлением о проведении того или иного политического акта. При этом должны быть соблюдены два условия:
- лица, подписывающие заявление, должны достигнуть 18-летнего возраста;
- и выступать от имени официально зарегистрированной партии, общественного движения или организации.
2). Получение письменного согласия соответствующего органа исполнительной власти {администрации) на проведение мероприятия, указанного в заявлении.
3). В случае официального мотивированного отказа соответствующего органа на проведение мероприятия - обращение в вышестоящий орган исполнительной власти либо в суд.
Организаторами признаются лица как уполномоченные за регистрированными в установленном порядке партиями, общественными движениями и коллективами на организацию проведения того или иного мероприятия, от имени которых они обращаются в компетентный орган, так и лица, представляющие интересы объединений и организаций, но не вступающие в официальные отношения с органами власти. Следовательно, организаторы привлекаются к ответственности не только за игнорирование запрета, например соответствующей префектуры на проведение конкретного общественно-политического мероприятия, но и в тех случаях, когда они, вообще не информируя власти, предпринимают организационные меры по подготовке и проведению указанных мероприятий.
Вторым составом рассматриваемого правонарушения является нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Данный проступок может быть совершен путем несоблюдения обозначенных в заявлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, количества участников мероприятия, нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия, злостного неповиновения участникам мероприятия законным распоряжениям представителей органов государственной власти, а также ношения участниками мероприятия оружия и иных предметов, могущих причинить ущерб людям и собственности. {18}
Активными участниками несанкционированных массовых мероприятий, как правило, совершаются публичные выступления, выкрикивание и демонстрация лозунгов, распространение листовок и иных информационных материалов, проведение пропагандистской работы среди собравшихся, документирование при помощи фото- и видеосъемки действий милиции и представителей других правоохранительных органов, противодействие их законным требованиям.
К административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых политических мероприятий могут привлекаться только непосредственные участники указанных акций. Обязательным условием отнесения их к субъектам данного правонарушения является факт игнорирования ими неоднократных требований милиции покинуть место проведения мероприятия.
4. Факторы,
влияющие на обеспечение
Особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий характеризуются рядом факторов. К основным из них относятся:
1). характер проводимого мероприятия;
2). скопление большого количества людей на ограниченной территории (условия толпы);
3). динамика и скоротечность происходящих событий; быстрое изменение оперативной обстановки;
4). специфический контингент присутствующих лиц (представители оппозиционных партий либо соперничающих блоков, агрессивно настроенные группировки болельщиков, принадлежащих к различным командам, рок-фэны, лица в нетрезвом состоянии и др.);
5). особенности расположения спортивно-зрелищных и иных объектов проведения массовых мероприятий;
6). необходимость приостанавливать работу некоторых предприятий и изменять движение городского транспорта на время проведения массового мероприятия;
7). обязательный учет погодных условий на момент проведения мероприятия и др.;
8). незапланированные
изменения в программы
9). малочисленность нарядов и их неготовность к действиям в осложнившейся обстановке;
10). нерешительность и недостаточная подготовленность сотрудников органов внутренних дел.
Вышеперечисленные факторы учитываются при организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в рассматриваемых условиях и в конечном счете обусловливают выбор приемов и методов деятельности милиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм.{18}
В отличие от заранее подготовленных, особую опасность представляют стихийные массовые мероприятия. Их характерной особенностью является невысокая организованность участников, недостаточно определенные цели выступления, непредсказуемость развития, находящаяся в прямой зависимости от действий лидеров. Такое скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, в социальной психологии принято называть «толпой».
Отсутствие конкретных целен, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное в рассматриваемом аспекте "свойство толпы eё легкую превращаемость из одного вида направленности в другой, что позволяет заинтересованным лицам умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях: устраивать погромы, беспорядки и т. п. или предотвращать и прекращать опасные действия толпы.
Наиболее ярко эффект толпы проявляется во время празднования в крупных городах различных армейских праздников (День пограничника, ВДВ, ВМФ), когда в заранее избранных -для встреч местах собираются мужчины, прошедшие службу в соответствующих родах войск. Проходя без достаточной организованности, данные мероприятия к концу дня, как правило, превращаются в пьяное гуляние, сопровождающееся различными правонарушениями, антиобщественным поведением. {17}
У человека возникает стремление влиться в толпу. Почему? Т.к. гармония между собственным «я» и окружающим миром никогда нет, вследствие чего у человека накапливается отрицательный потенциал от внешней среды, которой «толпа» позволяет выплеснуть наружу. Поведение человека в толпе характеризуется:
1). анонимностью, т.е. безответственностью, которая порождает феномен агрессии и позволяет выйти на такие формы поведения, которые не регламентированы нормами права;
2). снижение уровня рациональности, т.е. «толпа» позволяет уйти от себя, выйти на эмоциональный уровень, выплеснуть свою негативную эмоцию;
3). ощущение собственной силы в толпе;
4). в толпе образуется
образ «врага» и ему
Для обеспечения общественного порядка и безопасности в такие дни задействуются значительные силы органов внутренних дел.
5. Заключение
Основное содержание деятельности органов внутренних дел : во время массовых мероприятий состоит в создании наиболее благоприятных условий для их проведения. Следовательно, круг задач и деятельность органов внутренних дел в рассматриваемых условиях обусловлены характером массового мероприятия. Следует отметить, что до и во время проведения массовых мероприятий органы внутренних дел не только занимаются несением службы по обеспечению общественного порядка и безопасности, но и осуществляют комплекс других мер, направленных на обеспечение личной безопасности граждан: