Понятие и признаки административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стоит раскрытие понятия, признаков и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Общее понятие об административной ответственности и её признаки
1.1. Понятие административной ответственности………………........…..5
1.2. Признаки административной ответственности……..……………….8

2. Основания и принципы административной ответственности
2.1. Основания административной ответственности……………..….…...11
2.2. Принципы административной ответственности …………..…….…..16

3. Меры административной ответственности
3.1. Виды административного наказания…………………………...…..20
3.2. Состав административного правонарушения и основания привлечения его к ответственности…………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………...…….36

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и признаки административной ответственности.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ

 

 

Кафедра государственно – правовых дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Административное право

 

 

ТЕМА: «Понятие и признаки административной ответственности».

 

 

 

 

                                                                          Выполнил: студент 1 курса,

                                                                          Специальность: юриспруденция

    Чеботарев В.Е.

 

 

 

 

 

Смоленск, 2014

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Общее понятие об административной ответственности и её признаки

  1.1.    Понятие административной ответственности………………........…..5

  1.2.    Признаки административной ответственности……..……………….8

 

2.   Основания и принципы административной ответственности

2.1.     Основания административной ответственности……………..….…...11

2.2.    Принципы административной ответственности …………..…….…..16

 

3.   Меры административной ответственности

3.1.     Виды административного наказания…………………………...…..20

  3.2. Состав административного правонарушения и основания привлечения его к  ответственности…………………………………………31

 

Заключение…………………………………………………………………….34

Библиография…………………………………………………………...…….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах  государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из  трех ветвей государственной власти.

Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой – создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.

Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.

Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия – важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение  сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.

В философско-теоретическом смысле ответственность – понятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное.

В целом об ответственности в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конституции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. То есть это ответственность, понимаемая в широких историко-философском, нравственном и патриотическом планах и аспектах. Однако в Конституции также находятся развитые конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, экологические правовые и другие аспекты и грани института ответственности, в том числе и административно-правовые, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе. Целью данной курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.

Целью данной работы стоит раскрытие понятия, признаков и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности.

Данная работа базируется как на современном российском законодательстве об административной ответственности, так и на анализе  трудов таких ученых, как Е.В. Додин, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попов, А.П. Шергин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее понятие об административной ответственности и её признаки

1.1. Понятие административной  ответственности

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее – КоАП)   является главным источником в области регулирования производства по делам об административных правонарушениях, так как:

во-первых, это самый большой по объему акт, регулирующий административную ответственность;

во-вторых,  он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.);

в-третьих, во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП РФ (ст. 289 Таможенного кодекса РФ, например).

Начиная с 1990 года, число источников нормативной основы административной ответственности стало резко увеличиваться. Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Земельный, Водный, Лесной кодексы.

 Статья 72 Конституции РФ относит  административное и административно-процессуальное  законодательство к предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ).

На основе этих положений Конституции РФ и строится сегодня система законодательства об административной ответственности. Но прежде чем приступить к рассмотрению административной ответственности, определим, что такое юридическая ответственность вообще.

Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.1 Основные функции юридической ответственности – охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель – предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.2

Административная ответственность – это особый вид юридической ответственности, которая наступает за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, финансового, трудового и т.д.), поэтому круг нормативных актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен.

На федеральном уровне главным источником норм об административной ответственности становится КоАП РФ, а на уровне субъектов РФ - их собственные законы в указанной области, принятые в соответствии с названным Кодексом.

Так, в Общей части Кодекса определяются общие положения и основные принципы законодательства об административных правонарушениях, в Особенной ее части даются составы административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение. Составляющей частью структуры нового Кодекса являются административно-процессуальные нормы, устанавливающие круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к административной ответственности и исполнение постановлений о наложении административных взысканий1.

В КоАП РФ четко проведены общие разграничительные линии компетенции РФ и субъектов РФ в области правотворчества об административных правонарушениях.

Так, к ведению Российской Федерации Кодекс относит установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, определение перечня видов административных наказаний и правил их применения, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, определение порядка производства по делам об административных правонарушениях, а также установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и определение порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Соответственно к компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушения законов субъектов РФ.

При этом субъекты РФ должны руководствоваться общими положениями и принципами, установленными федеральным Кодексом, в том числе положениями, касающимися понятия административного правонарушения, форм вины физического и юридического лица, перечня видов административных наказаний, порядка наложения административных взысканий и т.д.

В то же время Кодекс содержит некоторые ограничения, установленные для субъектов РФ в случае принятия ими законов об административной ответственности. Например, согласно Кодексу, в качестве мер административных наказаний субъекты РФ смогут устанавливать лишь предупреждение и административный штраф. Эти виды административных наказаний, а также возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация предусматриваются в отношении нарушений федеральных норм и правил, установленных настоящим Кодексом.

Особенность Кодекса состоит и в том, что его нормы устанавливают административную ответственность не только физических, но и юридических лиц. При этом положения Общей части Кодекса равным образом распространяются и на тех, и на других.

Кодекс содержит общие правила наложения административных наказаний. В любом случае при назначении наказания физическому лицу учитываются характер нарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении наказания юридическому лицу учитываются также характер нарушения, его имущественное и финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с Кодексом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.1

В Кодексе изменены положения, касающиеся давности привлечения к административной ответственности. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, законодательства РФ о налогах и сборах, о защите прав потребителей и законодательства РФ о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. За административное правонарушение, влекущее применении административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

    Итак, административная ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

 

1.2. Признаки административной ответственности

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

Информация о работе Понятие и признаки административной ответственности