Понятие и сущность органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Тема об органах местного самоуправление на сегодняшний день раскрыта широко в учебной литературе. Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура и функции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующем Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон является определяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местного самоуправления. На основе действующего законодательства учебная литература помогает разобраться в вопросах, касающихся сфер деятельности местного самоуправления. Данная тема является хоть и не новой, но интересной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность органов местного самоуправления………………………4
2. Принципы и функции местного самоуправления………………………………8
3. Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства…………………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб.по истории 3курс 2012.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие и сущность органов местного самоуправления………………………4

2. Принципы и функции местного  самоуправления………………………………8

3. Полномочия органов местного  самоуправления согласно федерального законодательства…………………………………………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………….17

Список используемой литературы………………………………………………...18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  об органах местного самоуправление на сегодняшний день раскрыта широко в учебной литературе. Местное  самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура и функции органов  местного самоуправления подробно расписана  в соответствующем Федеральном  Законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон является определяющим в плане  определения компетенции, структуры  и функций местного самоуправления. На основе действующего законодательства учебная литература помогает разобраться  в вопросах, касающихся сфер деятельности местного самоуправления. Данная тема является хоть и не новой, но интересной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

 

По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных  образований является обязательным.

Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное  самоуправление, какой характер оно  носит в современном Российском государстве.

Согласно закону, непосредственно  регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  РФ, признается, гарантируется и  осуществляется на всей территории РФ.1

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществление  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное  и под свою ответственность решение  населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций2.

Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местного самоуправления3:

Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной  власти означает их структурно-организационное  обособление, но не функциональное. ОМСУ самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.

  1. Структура органов местного самоуправления.

ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ4» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

Согласно данной статье, структуру  органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,
  • контрольный орган муниципального образования,
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру  местного самоуправления, которые в  обязательном порядке должны быть в  муниципальном образовании. Таковыми являются:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

Данный закон хоть и устанавливает  обязательный перечень органов, которые  должно иметь каждое муниципальное  образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

Уставы  ряда муниципальных образований  содержит следующую структуру органов местного самоуправления5:

1) городская дума — представительный орган;

2) администрация города — исполнительно-распорядительный орган;

3) контрольно-счетная палата — контрольный орган;

4) глава города, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.

Для малочисленных  сельских поселений закон предусматривает  возможность совмещения функций  главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного  органа и председателя представительного  органа муниципального образования, что  позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Согласно  данному закону уставом муниципального образования определяются такие  организационные вопросы, как:

а) порядок  формирования органов местного самоуправления;

б) компетенция  органов местного самоуправления;

в) срок полномочий органов местного самоуправления;

г) формы  подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;

д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.

Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции  различаются, как правило, в зависимости  от следующих факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей  муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей.

В настоящее  время наименования органов местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т. п6.

Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:

  • непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан;
  • опосредованно: представительным органом муниципального образования.

Установленная структура должна быть закреплена в  уставе муниципального образования, в  нем же должны отражаться и любые  изменения в структуре органов  местного самоуправления.

Согласно  закону (ст. 34) местный референдум или  сход граждан по вопросу определения  структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии  инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить  в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом7.

Органы  местного самоуправления взаимосвязаны  между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

 

 Принципы и функции местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется на следующих  принципах:

  • единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;
  • сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как главных способов осуществления самоуправленческих функций;
  • сочетание государственных и общественных начал в осуществлении местного самоуправления;
  • экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение;
  • волеизъявление граждан через представительные и исполнительные (администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные референдумы, собрания, сходы и иные формы непосредственной демократии;
  • сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории;
  • самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого уровня местного самоуправления;
  • многовариантность организационных структур и механизмов самоуправления;
  • сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного законодательного регулирования с большим объемом актов локального нормотворчества.

Реализация  перечисленных принципов возможна лишь при четком определении основ  местного самоуправления: территориальной  и финансово-экономической.

Территориальной основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

Анализ  законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления позволяет  выделить ряд основных функций местного самоуправления:

  1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение реализации федерального и местного законодательства на территории. Реализация этой функции заключается в принятии нормативных документов, определяющих и регулирующих порядок решения местных вопросов, в первую очередь, принятие устава (положения) о местном самоуправлении на данной территории. Контрольная функция является особенно важной для представительного органа местного самоуправления по вопросам бюджета и плана социально-экономического развития территории.
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Финансово-бюджетные средства должны всегда соответствовать двум условиям: стабильности и достаточности. Это означает, что деньги в бюджет должны поступать регулярно и непрерывно, и этих денег должно хватать не реализацию всего объема полномочий органа местного самоуправления. В случае, если местные налоги не обеспечивают полного покрытия расходов местного самоуправления, то вышестоящий орган государственной власти обязан выделять дотации и субвенции из собственного бюджета для обеспечения минимального местного бюджета (ст.37 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
  3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории. Основой выполнения этой функции является эффективное и рациональное планирование и расходование бюджетных средств, доходов от муниципальной собственности, использования природных ресурсов на нужды жителей. Обязательным условием является комплексное развитие всех сфер жизнедеятельности местного населения, прогнозирование развития территории и последствий реализации тех или иных социально-экономических программ, реализуемых на территории.
  4. Обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры территории, оказание полного комплекса услуг населению. Эта функция является одной из основных функций местного самоуправления, так как в первую очередь реализует повседневные запросы и интересы населения. Содержание и развитие муниципального жилого фонда, объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и службы быта, обеспечение социальной помощи населению и другие – это те задачи, качеством решения которых определяется эффективность и способность избранных гражданами руководителей решать местные проблемы.
  5. Охрана общественного порядка, обеспечение законности. Реализация этой функции в рамках местного самоуправления возложена на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). Так же для обеспечения правового режима в различных отраслях хозяйственной деятельности органов местного самоуправления могут создаваться, на средства местного бюджета, подразделения муниципальной и специальной (например, строительной) милиции.

Информация о работе Понятие и сущность органов местного самоуправления