Понятие, признаки и функции права. Взаимосвязь государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Право – это система формально-определенных, общеобязательных и специально обеспеченных норм, установленных и санкционируемых государством для регулирования тех или иных общественных отношений.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), во-первых, характеризуемых определенной логической структурой (если-то-иначе); во-вторых, определяющих границы, рамки дозволенного и запрещенного.
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, выражающегося в виде неблагоприятных последствий, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных.

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovy_prava.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы занимают основное (ведущее) место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее  положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов. Таким образом, закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В зависимости от места и роли в системе действующего законодательства законы подразделяются на конституционные  и текущие.

Конституционные законы служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся конституция и законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо предусмотренные конституцией.

Конституция - это основной закон  государства. Она является источником права высшей юридической силы и составляет нормативную базу для всего текущего законодательства страны. Она закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления.

Обыкновенные (текущие) законы принимаются  на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной и государственной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это акты органов государственной  власти и управления, изданные в соответствии с законами Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся нормативные постановления представительных законодательных органов; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и местного самоуправления.

Правовой обычай. В российской правовой системе юридический обычай как  источник права занимает незначительное место, то есть действует только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, например, ссылка на применение правового обычая содержится в действующем гражданском законодательстве (ст. 5 ГК РФ «Обычаи делового оборота»), где говорится, что «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Например, Кодекс торгового мореплавания (ст. 134) закрепляет положение о том, что в случае отсутствия правовой нормы, регулирующей правила погрузки и разгрузки судов и размер платы за их простой, применяются правила, сложившиеся в данном порту.

В качестве одного из самостоятельных  источников права в РФ выступает  нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Заметную роль в качестве источника  действующего права играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно Конституции РФ (раздел II — «Заключительные и переходные положения»), действуют положения Конституции РФ.

К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права.

Система права, правовая система, система законодательства:

понятие, соотношение

Правовая система – это более  широкое понятие, чем система  права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

Правовая система определяет своеобразие  права той или иной конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выделяют семьи правовых систем: Романо-германскую, где главную роль в качестве источника права играет нормативно-правовой акт и прецедент; и мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.

Система права – это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах (отраслях, институтах).

Система права и система законодательства – это тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории. Они  соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права. Система законодательства – это внешняя форма права, выражающая строение его источников.

 

 

Понятие и состав правонарушения

Сущность правонарушения состоит в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы права. Правонарушение - это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения,   предусмотренного  законодательством.  Состав правонарушения образуется определенными элементами, признаками: объектом; объективной стороной; субъектом; субъективной стороной.

В каждом отдельном случае необходимо, чтобы все эти элементы были налицо.

Объект правонарушения - это то, на что направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения всегда выступают общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред. Это права и свободы личности, общественный порядок, конституционный строй государства и т. д. От объекта правонарушения необходимо отличать предмет правонарушения. Предметом правонарушения выступают различные материальные блага, ценности.

Под объективной стороной правонарушения понимают общественно-опасные или  общественно-вредные деяния. Объективную сторону правонарушения характеризуют следующие признаки. Во-первых, как элемент объективной стороны деяние может выступать в форме действия или бездействия. Во-вторых, это деяние должно носить общественно-опасный и противоправный характер. Если деяние не носит общественно-опасного характера, то оно не влечет за собой наказания. Также необходимо, чтобы деяние было предусмотрено как противоправное.

Противоправное действие (бездействие) представляет собой активное (пассивное) поведение лица, причиняющее вред общественным отношениям, урегулированным нормами права. Противоправное поведение лица может проявляться в различных формах:  в прямом нарушении правового предписания; в ненадлежащем исполнении возложенных на него обязанностей; в превышении должностных полномочий.

Если противоправности нет, то не будет  и состава правонарушения. В-третьих, необходимо, чтобы был налицо нанесенный вред. Вред может быть материальным и моральным, физическим и духовным и т. д. Он может выражаться в нарушении законных прав и интересов граждан и других лиц, нанесении ущерба материальным ценностям, а также в нарушении общественного порядка. В-четвертых, необходимо наличие причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими вредоносными последствиями. Эта связь должна быть прямой, объективной и непосредственной.

Субъект правонарушения - это тот, кто совершает правонарушение - физическое или юридическое лицо. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо, то есть способное отвечать за свои поступки и нести юридическую ответственность.

Для признания физического лица субъектом правонарушения законодательство устанавливает определенные требования. Это прежде всего - достижение определенного возраста и вменяемость. Так, уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за отдельные виды преступлений - с 14 лет (ст. 20 УК РФ); административная - с 16 лет; гражданско-правовая - с 14 лет.

Субъективная сторона правонарушения. Имеется в виду психическое отношение  того лица, которое совершило то или иное противоправное деяние, к своим действиям и наступившим последствиям. Субъективная сторона правонарушения включает мотив, цели и, главным образом, вину правонарушителя. Мотив правонарушения - внутреннее психическое побуждение лица к совершенному им противоправному деянию. Цель правонарушения- результат (последствие), к которому стремится лицо, нарушающее предписания правовых норм. Вина это определенное психическое отношение лица к совершаемым им действиям (бездействиям) и их результатам. Вина имеет следующее содержание: во-первых, осознание правонарушителем общественно опасного характера своих действий и предвидение их общественно опасных последствий; во-вторых, характеристика волевых процессов, протекающих в психике правонарушителя (виновный может желать или сознательно допускать наступления общественно вредных последствий либо легкомысленно рассчитывать на их предотвращение). В зависимости от этого вина лица, совершившего правонарушение, может выступать в форме умысла или неосторожности.

 

Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды

Юридическая ответственность –  это особая разновидность социальной ответственности. В отличие от других видов социальной ответственности, юридическая ответственность характеризуется следующим образом. Во-первых, она непременно должна быть предусмотрена санкцией правовой нормы. Во-вторых, юридическая ответственность есть реакция государства на совершенное правонарушение. Такая юридическая ответственность именуется ретроспективной (негативной). Это реакция (санкция) государства на совершенное правонарушение. Ретроспективную юридическую ответственность связывают с отрицательными юридическими последствиями. Причем не может быть ответственности за определенные мысли противоправного характера. Ответственность наступает только за определенные действия. Вне деяния человек для закона не существует. В-третьих, юридическая ответственность так или иначе связана с государственным принуждением к лицу, совершившему правонарушение, с ограничением его свободы, с причинением ему определенных неприятностей. Однако ответственность не должна задевать честь и достоинство личности. Таким образом, юридическую ответственность можно определить как особое правовое состояние, в силу которого лицо обязано претерпевать определенные лишения государственно-принудительного характера за совершенное правонарушение.

Каждое государственное принуждение  не всегда является юридической ответственностью. Юридическая ответственность может наступать только на основании  решения  (приговора)   суда  или же  решением  компетентного полномочного органа государственной власти или должностного лица. Факт ареста или задержания гражданина не служит основанием юридической ответственности, не является наказанием. Также не являются наказанием и меры принудительного лечения.

Устанавливая юридическую ответственность, государство преследует следующие  цели: защиту законных интересов личности и общественного порядка от противоправных посягательств; наказание лица за совершенное правонарушение; восстановление нарушенного права противоправными действиями лица, совершившего правонарушение.

Основанием возникновения юридической  ответственности является противоправное, виновное деяние лица (правонарушение), предусмотренное нормами права.

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают следующие виды юридической ответственности: уголовную; административную; дисциплинарную; гражданско-правовую.

Так, основанием дисциплинарной ответственности  является дисциплинарный проступок, административной - административное правонарушение, гражданско-правовой - гражданское правонарушение, уголовной - уголовное преступление.

Уголовная ответственность наступает  за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Административно-правовая ответственность - это принудительные меры государственно-правового характера, применяемые органами государственной власти, должностными лицами в установленном порядке к лицам, совершившим административные правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность - принудительные меры имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц, которые применяются органами судебной власти.

 

Законность и правопорядок

Законность – это сложное  явление. Она служит и методом  осуществления власти, и характеристикой политико-правового режима, и принципом юридически значимой деятельности, и ее своеобразным результатом.

Законность означает систему взаимосвязанных  требований: любая правотворческая воля должна реализовываться в правовых формах; должно обеспечиваться верховенство закона во всей правовой деятельности; действующие правовые акты должны реализовываться самим государством, физическими и юридическими лицами; в любом правовом регулировании должны прочно обеспечиваться права и свободы граждан; должна обеспечиваться неотвратимость предусмотренных в законе мер за отклоняющееся поведение.

Информация о работе Понятие, признаки и функции права. Взаимосвязь государства и права