Понятие, признаки и функции права. Взаимосвязь государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Право – это система формально-определенных, общеобязательных и специально обеспеченных норм, установленных и санкционируемых государством для регулирования тех или иных общественных отношений.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), во-первых, характеризуемых определенной логической структурой (если-то-иначе); во-вторых, определяющих границы, рамки дозволенного и запрещенного.
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, выражающегося в виде неблагоприятных последствий, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных.

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovy_prava.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Органы законодательной власти – это Федеральное собрание РФ, а также законодательные органы субъектов РФ. Избираются непосредственно народом.

Органы исполнительной власти – Правительство РФ. Исполняют акты представительных органов.

Органы судебной власти – Конституционный  Суд РФ (высший орган конституционного контроля); Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам); Высший Арбитражный Суд РФ (высший судебный орган по разрешению экономических споров).

Особую группу госорганов, не относящихся  ни к одному из ранее названных видов органов госвласти составляют органы прокуратуры (осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод, за исполнением законов; участие в рассмотрении дел судами и др.).

 

Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

1. Личные (гражданские) права и  свободы - это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные   связи,   интимные   стороны   жизни   и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит: право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право    на   неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.

2. Политические права и свободы  – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам РФ (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др.

3. Экономические,  социальные и культурные права и свободы- это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах.

Права и свободы этой группы, как  и личные права и свободы, не зависят  от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевом законодательстве – трудовом, пенсионном, семейном, жилищном   и др.

Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют: свобода предпринимательства; право частной собственности; трудовые права - на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и академические свободы; свобода творчества; право на участие в культурной жизни и др.

Составной частью правового статуса  того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.

Конституция РФ 1993 г., в отличие  от предыдущих российских конституций  и основных законов некоторых  иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), и содержатся они, главным образом, в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что следует рассматривать как неразрывное единство двух основных составных частей конституционно-правового статуса личности в России - конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Характеризуя обязанности как  составляющую конституционно-правового  статуса личности, следует иметь в виду, что: обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер - они устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный характер; Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан РФ (ч. 2 ст. 6); таким образом, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности   (обязанность,   в   отличие   от   права,   которое   является   мерой возможного    поведения    управомоченного    лица,    есть    мера    должного, необходимого поведения обязанного лица); освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона; как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (как, например,   обязанность   платить   налоги   и   сборы,   сохранять   природу   и окружающую  среду и др.),  а только на граждан Российской  Федерации (обязанность защищать Отечество).

Конституция РФ содержит следующие  обязанности человека и гражданина, конкретизированные и детализированные в отраслевом законодательстве: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях; обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность граждан РФ защищать Отечество.

 

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина. Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает две группы гарантий - формально-юридические и институциональные.

Формально-юридические гарантии заключаются  в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод.

Система институциональных гарантий (то есть различных государственных  и общественных органов и организаций, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав) достаточно обширна. К звеньям этой системы можно, в частности, отнести:  Президента РФ, как гаранта прав и свобод   человека и гражданина; органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в РФ; различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений; Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция к повышению этой эффективности); ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. Должен иметь гражданство, 35 лет, познания в области защиты прав и свобод и опыт работы. Полномочия 5 лет. Независим госорганам и должностным лицам, не должен заниматься какой либо другой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой; комиссии по правам человека в субъектах РФ; органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенными к населению уровнем публичной власти; различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Однако основной институциональной  гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты.

 

Административное право как отрасль: предмет, методы, источники

Административное право - отрасль  права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Предметом регулирования административного  права являются общественные отношения  в сфере государственного управления. Государственное управление - это  деятельность исполнительно-распорядительного характера, осуществляемая специальными субъектами государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-распорядительными органами своих полномочий по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т.д.).

Такие общественные отношения называются управленческими. При этом не все  общественные отношения, по своей природе  являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.п.) тоже характеризуются как управленческие. Однако назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов государства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организации собственных дел). Поэтому предметом административного права следует считать государственно-управленческие отношения.

Для административного права характерен императивный метод (обязывающий).

К источникам административного права  относятся: Конституция РФ,   конституции  республик, входящих в состав РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; КоАП РФ; Налоговый кодекс РФ; ГК РФ.

Под субъектом административного  права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Субъекты могут быть индивидуальными и коллективными: 1. федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ; федеральные министерства; 2. органы исполнительной власти субъектов РФ: главы субъектов РФ (президенты республик, губернаторы и главы администраций краев и областей, мэры городов федерального значения); правительства (входящих в состав РФ республик, городов федерального значения); республиканские министерства. А также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

 

Административная ответственность.

Виды административных наказаний.

Административная ответственность  – это особый вид юридической  ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Основанием для привлечения  к административной ответственности  является совершение административного  правонарушения. За совершение административных правонарушений КоАП РФ устанавливает те или иные административные наказания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

КоАП РФ устанавливает следующие  административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут  применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных  в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.

Информация о работе Понятие, признаки и функции права. Взаимосвязь государства и права