Понятие, принципы и виды государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Исполнительная власть по сравнению с другими ветвями государственной власти наиболее тесно связана с институтом государственной службы. Она осуществляет свои функции, а следовательно, и функции государства через органы исполнительной власти, специального постоянно действующего аппарата, в котором работают на федеральном уровне или уровне субъектов Российской Федерации государственные служащие. Соответственно, на муниципальном уровне свою деятельность осуществляют муниципальные служащие.

Содержание

1 Понятие, принципы и виды государственной службы. Этапы прохождения государственной службы. Государственная должность: понятие, виды, характеристика………………………………...………..3
2 Тест……………………………………………………………………...23
3 Задача…………………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право 3.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

Правоохранительная  служба — вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Таким гражданам присваиваются  специальные звания и классные чины.

В законе подчеркивается, что определение  военной службы применяется со дня  вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений  и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения  военной службы, а определение  правоохранительной службы применяется  со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

Правовое  регулирование и организация  федеральной государственной гражданской  службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование  государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация —  в ведении субъекта Российской Федерации.

Наиболее  важные аспекты государственной  службы отражаются в ее принципах. Государственная  служба Российской Федерации основывается как на общих принципах организации  и деятельности государственного аппарата, закрепленных в Конституции Российской Федерации либо вытекающих из нее, так  и на специальных принципах, которые  сформулированы в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации». Эти принципы являются основополагающими для всех законодательных и иных нормативных правовых актов, образующих в своей совокупности институт государственной службы, поэтому они должны учитываться законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих законодательных актов о государственной службе.

Все эти  принципы органически взаимосвязаны  и отражают содержание и формы  осуществления государственной  службы. Закрепление в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» общих  принципов государственной службы является важной теоретической и  практической основой, объединяющей государственную  службу в стройную и стабильную систему.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 10, 71, 72, 73 Конституции России)
  • законность (ст. 15 Конституции России);
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 6, 18 Конституции России);
  • равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 п. 4 Конституции России);
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы (ст. 71 Конституции России);
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы (ст. 10—11, ст. 12, ст. 130—133 Конституции России);
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (ст. 24, 29 Конституции России);
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация  принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут  быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие  их особенности.

Должности государственной службы учреждаются  федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

    • должности федеральной государственной гражданской службы;
    • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
    • воинские должности;
    • должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах  государственной службы и законами субъектов Российской Федерации  о государственной гражданской  службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной  гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента РФ.

Соотношение должностей федеральной государственной  гражданской службы и типовых  должностей государственной гражданской  службы субъектов Российской Федерации  определяется федеральным законом  или указом Президента РФ.

Квалификационные  требования к гражданам для замещения  должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном  государственном органе и государственном  органе субъекта Российской Федерации  могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной  службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации  о труде.

Законом установлены реестры должностей государственной службы. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

    • перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;
    • перечни типовых воинских должностей;
    • перечни типовых должностей правоохранительной службы, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.

Реестр  должностей государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации  утверждается законом или иным нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей федеральной  государственной службы и реестры  должностей государственной гражданской  службы субъектов Российской Федерации  составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Законом установлены общие условия государственной  службы. В их числе:

  • формирование кадрового состава государственной службы (ст. 11);
  • вопросы поступления на государственную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 12);
  • присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий (ст. 13);
  • определение стажа (общей продолжительности) государственной службы, ведение персональных данных государственных служащих (ст. 14);

 

  • установление реестров государственных служащих (ст. 15).

В целях  координации деятельности государственных  органов при решении вопросов поступления на государственную  службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной  службы, ведения Сводного реестра  государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового  резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления  вневедомственного контроля за соблюдением  в государственных органах федеральных  законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации  о государственной службе создается  на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации  система управления государственной  службой.

Для замещения  должностей государственной службы создается соответствующий кадровый резерв.

Финансирование  федеральной государственной службы и государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации  осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета  соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных  программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов  Российской Федерации.

По статистическим данным, большинство государственных  служащих несет свою службу в органах  исполнительной власти — 86,3%, в судебной власти и прокуратуре — 11,7%, законодательной  власти — 1,7%, других государственных органах (например, в Центральной избирательной комиссии РФ, аппарате Уполномоченного по правам человека и др.) — 0,3%.

Такое соотношение  численности государственных служащих объясняется тем, что исполнительная ветвь власти имеет всеохватывающий  характер. Структурами исполнительной власти охватываются практически все  сферы общественной жизни: организация  обороны и внешних сношений, охрана общественного порядка, обеспечение  общественной и государственной  безопасности, экономика, наука, образование, культура, здравоохранение, социальная сфера.

Под правовым статусом государственного служащего  следует понимать установленное  и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной  службы. В системе государственной  службы РФ складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и  индивидуальный правовые статусы.

Элементами  правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность  служащего, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы  государством.

Общий правовой статус государственного служащего  установлен Конституцией России, федеральными законами.

Особенный правовой статус государственного служащего  отражает специфику его служебной  деятельности в отдельных видах  государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).

Специальный правовой статус государственного служащего  определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Специальный  правовой статус государственного служащего  носит профессиональный характер. Специальный  правовой статус — это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач  и функций, возложенных на государственный  орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.

Индивидуальный  правовой статус государственного служащего  определяется должностным регламентом (ранее — должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной  службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса  государственного служащего.

Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего, является должностной регламент по занимаемой должности государственной службы. В нем должны содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую  государственную должность.

Должностные регламенты государственных служащих являются составной частью административного  регламента исполнительного органа государственной власти, включающего  также административные регламенты государственных функций, административные регламенты исполнительных органов  государственной власти, административные регламенты взаимодействия исполнительных органов государственной власти, разработанные на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30.

Основные  правовые нормы состава должностного регламента установлены ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации». Они включают:

1) квалификационные  требования к уровню и характеру  знаний и навыков, предъявляемые  к гражданскому служащему, замещающему  соответствующую должность гражданской  службы, а также к образованию,  стажу гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу  (опыту) работы по специальности;

2) должностные  обязанности, права и ответственность  гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных  обязанностей в соответствии  с административным регламентом  государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень  вопросов, по которым гражданский  служащий вправе или обязан  самостоятельно принимать управленческие  и иные решения;

4) перечень  вопросов, по которым гражданский  служащий вправе или обязан  участвовать при подготовке проектов  нормативных правовых актов и  (или) проектов управленческих  и иных решений;

5) сроки  и процедуры подготовки, рассмотрения  проектов управленческих и иных  решений, порядок согласования  и принятия данных решений;

6) порядок  служебного взаимодействия гражданского  служащего в связи с исполнением  им должностных обязанностей  с гражданскими служащими того  же государственного органа, гражданскими  служащими иных государственных  органов, другими гражданами, а  также с организациями;

Информация о работе Понятие, принципы и виды государственной службы