Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен адм.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы. Диспозитивные нормы в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется управленческим характером общественных отношений.

По пределу  действия (в пространстве, во времени, по субъектам). Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами (нормы, регулирующие деятельность органов, организаций и должностных лиц, а также граждан России за границей). Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают:

    • общероссийские;
    • действующие в пределах территорий республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований;
    • местные;
    • межтерриториальные и специальные, т.е. действующие ItI пределах нескольких территориальных единиц (краев, областей^ районов и др.);
    • распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийнымибедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.

Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц):

    • общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления;
    • государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.

Рассматриваемая классификация  указывает субъектов, на которых распространяется действие административно-правовых норм, и помогает установить конкретный круг управленческих отношений, регулируемых нормами административного права.

 

Виды общественных объединений

В России общественные объединения  могут создаваться в следующих  организационно-правовых формах (Ст. 7 закона «Об общественных объединениях»):

    1. общественная организация
    2. общественное движение
    3. общественный фонд
    4. общественное учреждение
    5. орган общественной самодеятельности
    6. политическая партия

1) Общественная организация —  неправительственное/негосударственное  добровольное объединение граждан  на основе совместных интересов  и целей. Иногда используется  определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам.

Термин имеет юридический смысл  — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации  в соответствии с её уставом могут  быть физические лица и юридические  лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным  законом и законами об отдельных  видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Международная общественная организация — неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. В Латвии, например, согласно закону об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации — такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности — когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии.

 

 

2) Правовое положение общественных  движений в Российской Федерации  закреплено Федеральным законом  «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).

Высшим руководящим органом  общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание[1]. Также каждое движение должно иметь  постоянно действующий руководящий  орган общественного движения —  выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественные движения, как и  другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Права общественных объединений (и, в  том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об  общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественно-полезными целями, которые  преследуют общественные движения, могут  быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Реальное положение общественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) в российском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различные этапы. С начала 1990-х годов XX века в России периодически изменяются степень контроля государства за деятельностью общественных движений и уровень их государственной поддержки.

Виды общественных движений

В целом, законодательно правовое положение  общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать:

    • молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);
    • детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать  следующие виды общественных движений:

    • общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
    • межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
    • региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);
    • местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

В соответствии с федеральным законом  «О политических партиях», общероссийские общественные движения (равно как  и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий.

В этом случае съезд общероссийского  общественного движения принимает  решения о преобразовании данного  общероссийского общественного  движения в политическую партию, о  преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место  обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.

 

3) Общественный фонд

Общественный фонд — один из видов  некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные  или иные общественно полезные цели.

Благотворительная деятельность осуществляется общественным фондом в целях:

    • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
    • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
    • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
    • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
    • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
    • содействия защите материнства, детства и отцовства;
    • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
    • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
    • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
    • охраны окружающей среды и защиты животных;
    • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Имущество, переданное фонду его  учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Учредители и управляющие  имуществом общественного фонда  не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Фонд вправе заниматься предпринимательской  деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых  фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Информация о работе Понятие, структура и виды административно-правовых норм