Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:06, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование правовой культуры должностных лиц и пути ее реформирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие, структура и виды правовой культуры;
- Исследовать особенности правовой культуры государственных служащих;
- Раскрыть объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры;
- Рассмотреть пути повышения правовой культуры государственных служащих.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика правовой культуры 5
§ 1. Понятие, структура и виды правовой культуры 5
§ 2. Особенности правовой культуры государственных служащих 13
Глава 2. Причины низкого уровня правовой культуры и пути их повышения 19
§ 1. Объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры 19
§ 2. Пути повышения правовой культуры государственных служащих 23
Заключение 28
Список использованных нормативных источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

 

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

 

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России – правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

 

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т. д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

 

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т. д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

 

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

 

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта – человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

 

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

 

Подводя итог, можно сформулировать собственный конструкт понятия правовой культуры: правовая культура - это правовой режим, (качественное состояние правовой организации общества) совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества.

 

§ 2. Особенности правовой культуры государственных служащих

 

Правовая культура формируется в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих должностных обязанностей и включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления, профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность[312]. Правовая культура требует личностно-озабоченного отношения к определенному правовому факту, вследствие чего и она в результате приобретает значение высшей нравственной ценности.

 

Очевидно, что ее профессиональные модификации, в том числе и в сфере государственной службы, определяются в первую очередь отличительными особенностями той или иной профессии. Низкая правовая культура определяет мотивацию, интересы, поведение властных субъектов. Нередко в погоне за разного рода привилегиями во власть приходят люди с криминальным прошлым. Работа в аппарате органов государственной власти для значительной части чиновников ценна главным образом получением привилегий для удовлетворения личных интересов. Власть способна изменять природу человека, наделенного ею, и при длительном пользовании властью эти изменения могут носить негативный характер.[313]

 

Вступление в должность, как правило, связано с получением различных материальных и нематериальных благ. Это не может не влиять на личные качества отдельных руководителей, у которых со временем гипертрофируется вкус к власти, и тогда высокая должность может способствовать обратному процессу: государственная воля трансформируется в личную, государственная власть присваивается должностным лицом, используется в собственных интересах. В итоге руководящий работник служит не обществу, а себе, его личная порочная воля, ставшая государственной, задает тон последней, направляет ее по неправомерному или даже преступному пути. Справедливо подмечено, что должность может сравниться с ролью, а служащий - с актером, играющим плохо или хорошо для него написанную роль.

 

Ценность власти все более наполняется экономическим содержанием. "Во власть" идут часто с одной-единственной целью: зарезервировать существующие или приобрести новые источники доходов. Результат - беспрецедентные масштабы коррупции, рост должностных преступлений. Таким образом, дискредитируется сама демократическая модель власти, ведь ценность власти в ином - оказывать услуги обществу. Задача институтов, призванных обеспечивать формирование органов власти и должностных лиц и осуществлять контроль за их деятельностью, с точки зрения конституционной аксиологии предельно проста: нужно добиться, чтобы принадлежащую народу власть осуществляли лица, соответствующим образом воспринимающие идеальную ценность эталона власти, и чтобы от власти своевременно удалялись те, кто, добившись успеха, отказывается от необходимого конституционного восприятия ее статуса и роли[314].

 

Правовая культура властных субъектов является одним из важных видов профессиональной правовой культуры. Она обладает определенными особенностями, обусловленными спецификой самой власти, повышенной социальной значимостью их публичной деятельности, различным уровнем и профилем образования и другими факторами.

 

Право и нравственность являются одними из важнейших средств формирования культурно развитой, полноценной личности. Нравственное и правовое воспитание находятся в тесной взаимосвязи и взаимно дополняют и обогащают друг друга. Задача нравственно-правового воспитания - формирование законопослушной и высоконравственной личности, социально активного гражданина, субъекта власти.

 

Нравственная составляющая властной деятельности определяет уровень социальности и демократичности государства, его авторитет. Особую роль здесь призваны играть этические кодексы.

 

Формирование высоких моральных качеств чиновников в условиях становления гражданского общества должно опираться на рекомендации ученых.

 

Осуществление судебной и административной реформы - одно из важнейших направлений повышения нравственной и правовой культуры власти.

 

Необходима более прозрачная, понятная каждому гражданину подконтрольная система правовых иммунитетов. Следует стремиться к тому, чтобы данное правовое средство не превращалось в личные привилегии[315].

 

Еще одним направлением повышения уровня правовой культуры является совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

 

Показателем культуры властвующего лидера является эффективность проводимой им политики. Имеет смысл говорить о повышении уровня правовой культуры российского чиновника лишь тогда, когда он научится уважать права человека и гражданина, будет относиться к ним как к высшей социальной ценности. Уважение во всем его многообразии обладает значительным моральным весом. Оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано наукой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц. В ходе проведения аттестации государственных служащих особое внимание следует уделять тестированию на знание законодательства, касающегося прав и свобод человека и гражданина[316].

 

Растет потребность в разработке такой концепции развития деятельности государственных служащих, которая отражала бы не только современные, но и прогнозируемые социальные и государственные потребности, включая и моральную сторону проблемы. Главное в том, чтобы в воспитательную работу были включены закономерности нравственного формирования личности государственного служащего.

 

Важная роль в повышении нравственной и правовой культуры всего населения и субъектов власти в частности принадлежит средствам массовой информации. Необходимы специальные издания, подробно и постоянно рассматривающие означенные проблемы.

 

Одной из форм правового воспитания является юридическое образование. Проблемы юридического образования в полной мере касаются всех властных субъектов. Они затрагивают и чиновников, и предпринимателей, и военных - всех без исключения российских граждан. Иными словами, речь должна идти и о профессиональном юридическом образовании, и о массовом юридическом воспитании и "ликбезе". По сути, придется создавать современное российское правосознание, следует восстановить практически разрушенную систему правового воспитания.

 

Среди приоритетных направлений можно выделить систему переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, с упором в преподавании юридических дисциплин на их аксиологическую и антикоррупционную составляющие. Система переподготовки государственных служащих призвана способствовать повышению правосознания государственных служащих. Однако и здесь есть некоторые проблемы. В России есть специальные учебные заведения (академии государственной службы, Академия народного хозяйства, Финансовая академия при Правительстве РФ), укомплектованные высокопрофессиональными преподавателями, но они работают в основном вхолостую. Во-первых, к спускаемым разнарядкам по количеству чиновников, которых надо направлять на повышение квалификации в названные учебные заведения, руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти относятся как к досадной необходимости и потому выбирают наименее способных. Во-вторых, значительное число учащихся чиновников составляют лица, плату за которых вносят посылающие их государственные органы и учреждения, что ставит предел их количеству. В-третьих, поучившиеся гражданские служащие (в основном из молодежи), набравшись некоторого опыта, стремятся "нырнуть" в какую-либо коммерческую структуру[317].

 

Сегодня значимость правового воспитания определяется возрастанием позитивной роли права в развитии политических, культурных, духовных и нравственно-правовых качеств личности, ее ценностных ориентаций. Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения признано важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

Глава 2. Причины низкого уровня правовой культуры и пути их повышения

 

§ 1. Объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры

 

Определяющую роль в детерминации сущности и содержания правовой культуры личности играют экономические и социальные условия. В современный период облик общественной среды определяется переходом к рыночным отношениям, приватизацией собственности. Иначе говоря - действием законов рыночной системы хозяйствования. Изменение отношений к собственности по сути своей направлено на то, чтобы превратить широкие массы трудящихся в действительных хозяев государственных средств и продуктов производства, что в конечном счете не может не внести изменений в деятельность государственных органов.

Информация о работе Правовая культура