Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:06, реферат
Целью настоящей работы является исследование правовой культуры должностных лиц и пути ее реформирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие, структура и виды правовой культуры;
- Исследовать особенности правовой культуры государственных служащих;
- Раскрыть объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры;
- Рассмотреть пути повышения правовой культуры государственных служащих.
Глава 1. Общая характеристика правовой культуры 5
§ 1. Понятие, структура и виды правовой культуры 5
§ 2. Особенности правовой культуры государственных служащих 13
Глава 2. Причины низкого уровня правовой культуры и пути их повышения 19
§ 1. Объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры 19
§ 2. Пути повышения правовой культуры государственных служащих 23
Заключение 28
Список использованных нормативных источников и литературы 30
Говоря об объективных условиях, влияющих на формирование правовой культуры, необходимо, на наш взгляд, учитывать следующие особенности: во-первых, эти особенности связаны со вступлением страны в качественно новый этап своего развития, обновления общества; во-вторых, эти особенности определяются специфическими, нехарактерными для предыдущих этапов общественного развития, тенденциями, наметившимися в правовой жизни, в сфере социально-правовых отношений; в-третьих, эти особенности проистекают из реального, во многом очень сложного и противоречивого процесса изменений в сфере экономической, политической, социальной, правовой. Важнейшими из этих особенностей, задающими общую направленность развитию всей правовой жизни, формированию правовой культуры выступают процессы дальнейшего совершенствования правовой системы, правовых отношений. Из явлений, определяющих содержание правовой жизни общества, оказывающих определенное влияние на правовые ориентации и установки, можно выделить такие, как:
- экономическая реформа, в центре которой - рыночные отношения, собственность;
- пересмотр приоритетов в сфере социальной политики;
- критическая переоценка
- проблемы межнациональных
Под объективными условиями формирования правовой культуры мы понимаем не зависящие от субъекта воспитания обстоятельства материального и духовного порядка, в которых живут и действуют люди, обстоятельства прежде всего социально-правовой среды их жизнедеятельности. В целом совокупность объективных условий - это и взаимодействие правовых, духовных явлений. Объективные условия - это конечно же среда жизнедеятельности социального субъекта, включающая соответствующие объективные отношения, выступающие результатом деятельности людей и институтов, но не сама их деятельность.
Среди объективных условий, пожалуй, одним из самых важных, оказывающих воздействие на правовую культуру, является реформа правовой системы.
В общественной жизни набирает темп тенденция усиления и консолидации мощных коммерческих структур, которые все более осознают свои интересы. С учетом проникновения представителей преступного мира в коммерческие структуры это явление способно оказать дестабилизирующее воздействие на социальное настроение масс. Реальная власть в определенных сферах переходит к системе управления, формируемой на криминальной основе. Криминальные структуры России набирают силу, и тому есть реальные подтверждения. Достаточно резкий переход от состояния завышенных ожиданий в обществе к состоянию неопределенности и страха перед будущим, перспективы спада производства и массовой безработицы ведут к утрате реальных стимулов к труду, резко снижают законопослушность населения. Сложившаяся к настоящему времени обстановка объективно является питательной средой для преступности. Усиливается криминальная активность, характерными особенностями которой являются: консолидация, организация, вооружение, коммерционализация, политизация и интернационализация.
Ведущие юристы неоднократно уже высказывались о негативных факторах, влияющих на процессы формирования правового государства, на уровень политической и правовой культуры, мешающих прочному становлению и развитию социально-юридических гарантий осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов личности. Однако эта проблема, как показывает практика правовой реформы в нашем обществе, требует более последовательного и системного изучения, потому как ее решение не даст должного эффекта без выявления причин и условий, а не только следствий, детерминирующих противостоящие правовой культуре явления и тенденцию[318]. Мы полагаем, что в связи с этим необходимо рассматривать эти явления и тенденции как антипод культуры, или антикультуру, тем более что в юридической литературе и периодической печати этот вопрос дискутируется уже на протяжении более чем двадцати лет[319].
Однако отсутствие системного анализа и научно обоснованной концепции по изучению негативных процессов, разрозненность точек зрения на данную проблему пока еще не позволяют выработать целенаправленную программу практического решения задач в этой сфере, в том числе и стабилизации экономических процессов, решения межнациональных и социальных проблем, укрепления законности и социально-правовой защиты россиян. Несмотря на достаточно широкую пропаганду идей и принципов правового государства, в том числе и вполне четкого понимания необходимости развития демократии, расширения прав и свобод граждан, установления независимости судов и т. п., довольно часто сами же сторонники создания в обществе правового государства оказывают влияние или давление на суды при вынесении ими судебных решений.
Рассматривая феномен антикультуры в правоприменительной деятельности, а также в сфере обеспечения законности и правопорядка, необходимо особо выделить социально-экономическую сущность тех причин, условий, источников, которые входят в структуру объективного и субъективного факторов общественного развития и непосредственно либо косвенно обусловливают возникновение явлений, противодействующих культуре общества в целом и его правовой культуре в частности. Необходимо подчеркнуть, что при этом часто элементы антикультуры (например, невежество, отсутствие должного воспитания, упорное нежелание воспринимать те или иные культурные ценности общества - исторические, нравственно-эстетические, художественные, литературные и др.) ни непосредственно, ни косвенно не нарушают требований действующего законодательства, но фактически такие явления реально подпитывают прежде всего противоправную типологию сознания и поведения лиц.
В связи с этим определенный интерес представляет исследование, проведенное В. Т. Панивской, где достаточно системно рассматриваются вопросы зарождения антикультуры, ее последующего негативного воздействия на систему народного образования, на формирование социально-негативной личности и т. д., что во многом обусловило кризисную ситуацию в нашем обществе на этапе перехода его к новым моделям экономического и общественно-политического устройства[320]. Противодействие ценностям правовой культуры в первую очередь глубоко отражается в реализации правового статуса, свободе выбора ею тех или иных вариантов поведения[321]. В своей совокупности все эти причины и условия, источники формируют специфическую среду существования антикультуры, содержанием которой являются антиценности общества, а основной функцией становится разрушение истинных ценностей культуры и необходимых условий развития общества на пути научно-технического прогресса. Поэтому необходима не только глубокая озабоченность общественности феноменом антикультуры, но и необходимости государственной разработки комплекса решительных мер, которые следует безотлагательно принять для сохранения и защиты подлинной, а не мнимой культуры.
В процессе разрушения существовавших ранее духовных ценностей и формирования нового общества антикультура глубоко проникла практически во все поры государственной и общественной жизни: управление, законотворчество, правоприменительную и правоохранительную деятельность. По нашему мнению, именно это обстоятельство побудило многих исследователей как в юридической литературе, так и в периодической печати и иных средствах массовой информации столь широко осветить явную недостаточность и дальнейшее неуклонное падение уровня политической и правовой культуры как в обществе в целом, так и среди должностных и первых лиц государства, избранников народа[322]. Ярким примером этого чаще всего выступают: нигилистическое отношение к правовой базе государства - законам, нормам и принципам действующего права; возросшее проявление агрессивности и частые случаи применения насилия к человеческой личности, зачастую ведущие к причинению тяжкого вреда здоровью и лишению жизни; невосприятие новых демократических преобразований и противодействие им; нетерпимость к инакомыслию, неверие в политические преобразования общества, недоверие курсу проводимых реформ и нежелание создавать условия для подлинной социальной справедливости, свободы, равенства и прогресса.
§ 2. Пути повышения правовой культуры государственных служащих
Эффективность государственной власти также находится в прямо пропорциональной зависимости и от правовой культуры граждан.
Некультурное поведение с точки зрения права - это негативное нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства. Всякое противоправное поведение есть поведение некультурное. Но если человек должен следовать закону, то закон должен быть справедливым, моральным с точки зрения подавляющего числа населения страны. Культура не несет в себе разрушения.[323]
Практически во все времена правовое воспитание рассматривалось как составная часть идеологической функции государства. Образовательные учреждения призваны повышать у граждан правосознание и правовую культуру молодого поколения, формировать у этой категории позитивное отношение к праву, правосудию, законности. Образовательный и воспитательный процессы должны быть взаимосвязаны. Правонарушения в практической деятельности выпускников вузов связаны с субъективными факторами, обусловленными низким уровнем правового воспитания в вузе. Функция правового воспитания в подготовке юриста возложена на каждого преподавателя, который своим личным примером должен демонстрировать образцы законопослушности, профессионализма и патриотизма, активной борьбы с правонарушениями. При этом необходимо повышать и общекультурный уровень молодежи. Это не только нужно делать на занятиях, в ходе учебного процесса, но и во внеучебное время. Можно, например, узаконить день бесплатной работы музеев или ввести в учебный процесс обязательные посещения музеев, как это делается в ФРГ.
Проблемой российского общества 1990-х - начала 2000-х гг. является то, что многие высокопоставленные должности заняты чиновниками, которые, по сути, по состоянию души и образу жизни не соответствуют званию интеллигента, не обладают должной правовой культурой, не являются профессионалами в той сфере деятельности, которую должны контролировать или в которой должны осуществлять руководство персоналом. Эти люди не в состоянии оценить истинное положение дел в министерстве, департаменте, агентстве, в государстве и определить его место в мире. Государственный служащий-профессионал - это еще и интеллигент, всесторонне развитый человек, обладающий высокими нравственными качествами, готовый отдать свои знания людям. Это политик, который должен стремиться нарабатывать опыт, хорошо знать внутренние проблемы и пути их решения в рамках закона.
Поэтому все граждане России должны участвовать в совершенствовании институтов государства и развивать экономику, платить разумные налоги, обеспечивать равный доступ к правам и благам, бороться за повышение пенсий и большую справедливость, за гуманную государственную власть. При этом нужно помнить, что бесконтрольная экономическая власть приобретает политическое влияние, перерастает в политическую власть. Слияние политической и экономической власти приводит к диктатуре класса, нации, определенной элиты над остальными гражданами государства. И тогда государственная власть уже не может выражать интересы всего народа.
В России 1990-х гг., и особенно в начале 2000-х, возник дефицит социальной справедливости, правды и нравственности. Социальное расслоение стало угрозой стабильности в стране. Во властных структурах оказались люди, доходы которых неизвестны, причины их богатства покрыты тайной. Они стали причастны к правотворчеству, закрепляют в законах свои представления о "правопорядке", а иногда и о "справедливости".
Дефицит справедливости в обществе порождает политическую нестабильность, падение нравов и рост преступности. Известный криминолог В. Лунев в порыве эмоций даже написал, что "коррупция стала нашей конституцией, а безответственность за нее - повседневной практикой"[324].
Самая главная проблема российской государственной власти - в ней самой. Нет ответственности ветвей власти за результаты своей деятельности. Субъекты законодательной власти особенно отличаются невысокой правовой культурой. Правовая культура законодателей материализуется в принимаемых ими законах. Много проблем создал принятый в 2004 г. Жилищный Кодекс РФ. Согласно Ст. 30 дети супругов, расторгнувших брак, стали считаться бывшими членами семьи. Их можно реально выписать, а квартиру или дом продать. Но особенно некачественно налоговое законодательство.
Налоги необходимы для нормального функционирования государственного механизма, а в современных государствах и для поддержания инвалидов, пенсионеров и других нуждающихся в материальной помощи слоев общества. Но налоговое законодательство является самым нестабильным в России. Его нормы меняются очень часто. Это приводит к многочисленным ошибкам на практике, в толковании норм права. Налогоплательщик всегда толкует нормы в свою пользу. Есть существенные проблемы и в пенсионном законодательстве. Российскую пенсионную систему сегодня хотят поменять уже четвертый раз за 18 лет. Действующая пенсионная система существует с 2002 г. и будет скоро изменена. Но она будет нормальной лишь тогда, когда пенсия составит не более 50 - 80% от зарплаты.
Земельный Кодекс РФ, Федеральный Закон о сельском хозяйстве и другие законы приняты явно во вред Российскому государству. При этом депутаты, субъекты законодательной инициативы не несут никакой ответственности за свою некачественную работу.
Поэтому необходима норма в УК РФ и ГК РФ об ответственности государственных служащих, работающих в законодательных органах власти.
Особое внимание необходимо уделить правовому воспитанию будущих госслужащих и юристов. Именно от государственных служащих и юристов общество ждет проявления образцов честности, компетентности и добросовестности. А это невозможно без порядочного и уважительного отношения их друг к другу. В учебных заведениях ФСБ, МВД, сети учебных заведений РАГС и на юридических факультетах нужны в качестве обязательных учебных дисциплин курсы служебной, судебной, прокурорской, следовательской и адвокатской этики, так как юридическая этика - это часть правовой культуры и показатель профессиональной зрелости. Но и этого недостаточно. Занимаясь юридической практикой профессионально или находясь на государственной службе, юристы и государственные служащие обречены на самовоспитание и самообразование, на самостоятельный анализ политико-правовой теории и практики на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Каждый практик или теоретик должен стремиться быть профессионалом своего дела. Успех здесь зависит в большей степени от самого человека, от его способностей и желания. Госслужащие, и юристы в первую очередь, должны демонстрировать образцы законопослушности, компетентности и добросовестности. Госслужащие должны руководствоваться интересами государства, иметь высокую общую и правовую культуру. Их деятельность - это обречение служению России, ее народу. Государственные служащие не должны увольняться за попытку блюсти государственный интерес, а наоборот, должны быть повышены в должности или награждаться, поощряться материально. В министерствах, федеральных службах должны действовать аналитические отделы, состоящие из ученых, которые должны анализировать состояние общества и государства, оценивать международный имидж государства и вовремя информировать верховную государственную власть о возможных проблемах, предвидеть кризисы. Это и изучение идей и тактики поведения оппозиции, в корректировке ее методов борьбы за власть.