Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 19:26, контрольная работа
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Основной закон – это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан. Конституция – основание, стержень и одновременно источник развития всей правовой системы страны. На ее базе происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Введение 3
1 Понятие, сущность и основные черты конституции 4
1.1 Сущность и классификация конституций 5
1.2 Принципы и юридические свойства конституции 8
1.3 Функции конституции 12
2 Система конституции 14
3 Основные положения конституции РФ 15
4 Правовая охрана конституции 17
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание
Введение 3
1 Понятие, сущность и основные черты конституции
1.1 Сущность и классификация конституций 5
1.2 Принципы и юридические свойства конституции 8
1.3 Функции конституции 12
2 Система конституции 14
3 Основные положения конституции РФ 15
4 Правовая охрана конституции 17
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Основной закон – это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан. Конституция – основание, стержень и одновременно источник развития всей правовой системы страны. На ее базе происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле. Конституционность государства – это прежде всего его связанность правом, а конституция – в первую очередь декларация прав и свобод человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. В демократическом конституционном (правовом) государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть закреплена, прежде всего, в конституции, а это предполагает прямое действие конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля.
Основной цель данной работы - характеристика Конституции Российской Федерации. В рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность, функции и основные черты Конституции как основного закона государства. Вторая глава раскроет понятие системы Конституции РФ, укажет на отличие "системы" Конституции от ее "содержания", даст перечень глав и разделов Конституции РФ. В третьей главе затронут вопрос о правовой охране Конституции, ее закреплении в тексте Конституции и способах обеспечения.
1 Понятие, сущность и основные черты конституции
Конституция (от лат. constitutio - «устройство») - основной закон
государства, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-
Термин "конституция"
употреблялся в древнем Риме для
обозначения одного из видов правовых актов императора
(наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху
феодализма наряду с этим термином применялась
и формулировка "основной закон",
которая теперь часто используется как
синоним слова "конституция". Термин "конституция" употребля
1.1 Сущность и классификация конституций
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю, конституция выражает.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Сущность конституции заключается в том, что она является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является политическим и идеологическим документом. [1, с. 9]
Форма конституции – это способ организации заключенного в ней материала. Обычно конституция состоит из одного или нескольких нормативных актов. Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Они называются консолидированными. Например: конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, Италии и т.д. В ряде стран конституция – совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Например: конституция Финляндии состоит из четырех законов, Швеции – из трех нормативных актов. Такие конституции называются неконсолидированными.
Классификация конституций, как и любая другая, имеет условный характер. Не существует идентичных по всем признакам конституций, поэтому за основу классификации берут отдельные общие признаки. Конституции можно классифицировать по различным основаниям.
Действующие конституции делят на конституции старого и нового поколения. Конституции старого поколения - принятые в период с XVIII по XX вв. (до начала Второй мировой войны). Например: конституция США (1793 г.), Франции (1791-1793 гг.). Конституции нового поколения - принятые после окончания Второй мировой войны. Например: конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.).
Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Действующие конституции в материальном смысле принято классифицировать на писаные и неписаные. Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов. Например: конституции Швеции, Испании. Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях. Например: конституции стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании.
Конституции делятся на постоянные (имеющие неограниченный срок действия) и временные (принятые на определенный срок). Например: в истории Франции существовало 16 конституций – монархических, республиканских, демократических и реакционных.
По форме правления конституции делятся на монархические (например, конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, конституция Франции 1958 г.).
В зависимости от политического режима конституции бывают демократическими, авторитарными, тоталитарными. Демократические гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, авторитарные ограничивают определенные политические и гражданские права, тоталитарные придерживаются одной идеологии. [5, с. 34]
По форме государственного территориального устройства конституции подразделяются на федеративные (Российская Федерация) и унитарные (Республика Беларусь).
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.
В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только народ обладает учредительной властью, в связи с чем конституции принимаются народом или от имени народа. Право принятия конституции может быть предоставлено:
- учредительному собранию (конституции Италии, Индии);
- избирательному корпусу
посредством референдума (
- главе государства (конституция Ирана);
- в редких случаях – внешним субъектам (например, монарху) при образовании нового государства – так называемые октроированные («дарованные») конституции.
Также в конституции, как правило, устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений существуют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:
- Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом (Конституция РСФСР 1978 г., поправками к которой в 1989—1992 гг. был изменён государственный строй страны).
- Изменение жёстких конституций невозможно, или очень осложнено.
- Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.
Важнейшей чертой конституции является ее учредительный характер. Она учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Все ее предписания первичны и им не могут противоречить другие государственные нормативные акты. [2, с. 21]
Еще одна основная черта и характерная особенность конституции – ее прямое действие. Все конституционные нормы обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного управления и самоуправления. Любой гражданин, посчитавший свои конституционные права нарушенными, имеет право обратиться в суд.
Важной чертой является
также конституционное
1.2 Принципы и юридические свойства конституции
Конституции присущи и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше основных черт и выражаются в ее роли ядра правовой системы государства. Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основного закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.
Отличие конституции от других законов заключается в следующем:
- Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.
- Обладает высшей юридической силой.
- Ее положения являются первичными.
- Отличается относительной стабильностью.
- Является базой для текущего законодательства.
- Отличается особым порядком принятия и изменения.
Другие характерные черты и особенности конституции: легитимность, реальность, перспективность, преемственность.
Коренное обновление
российского государства в
Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа верховенства на всей территории России означает утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.