Правовое регулирование особых экономических зон в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:51, доклад

Краткое описание

Одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны становится создание особых экономических зон (ОЭЗ).
Однако их создание требует надлежащей нормативной базы и выработки принципов регулирования деятельности ОЭЗ, системы различных льгот для привлечения инвесторов и учета социальных, экономических и географических факторов при определении территорий для образования ОЭЗ.
От эффективности использования института ОЭЗ напрямую зависит интеграция страны в международное экономические сообщество, что является для Российской Федерации на данном этапе развития важной задачей.

Содержание

Введение
1 Законодательное регулирование особых экономических зон в Российской Федерации
2 ОЭЗ в России с точки зрения теории
3 Анализ эффективности деятельности ОЭЗ в Российской Федерации и проблем их развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование ОЭЗ в рф.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОЭЗ в России с точки зрения теории

По теме создания, регулирования и тенденций развития ОЭЗ в России имеется множество научно-теоретических работ. Рассмотрим некоторые из них в данной главе.

Несмотря на существующее легальное понятие ОЭЗ, приведенное в 1 главе, теоретики выработали свои определения. Например, Ахметшина Л.Г., опираясь на понятие, указанное в ФЗ, приводит свое, согласно которому особая экономическая зона – это сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, состоящая из элементов, объединенных отношениями и связями, включая особую территориально-организационную структуру, административный аппарат с иерархией управления, резидентов, систему налоговых преференций, взаимосвязи с внешней средой, ограничения, связанные с режимностью [2].

Теоретики зачастую отождествляют понятие ОЭЗ и свободной экономической зоны (СЭЗ). Так, С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» [10].

Территория особой зоны - это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности [11].

Несмотря на достаточно полное регулирование законодателем процесса создания и функционирования российских ОЭЗ, теоретики обозначают существующие проблемы и пути их решения, а также тенденции их развития.

Международные эксперты особо подчёркивают необходимость упрощения систем регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ. «Ключевым аспектом успешного функционирования ОЭЗ является упрощение и упорядочение процедур утверждения инвестиционных проектов, предоставления иностранным гражданам разрешений на работу, отмена обязательных лицензий для импорта и экспорта» и т.п. Отмечается целесообразность введения так называемых «автоматических» разрешительных процедур, которые  строятся по принципу соответствия нескольким основным и четко сформулированным критериям [13].

 Рекомендуется  упростить процедуры выдачи «второстепенных» (их также называют дополнительными) разрешений – по пользованию  землей и зданиями, по труду, охране  здоровья и т.д. Считается целесообразным  передать такие решения с уровня  министерств и ведомств на  уровень управляющих структур  на местах – а таковые рекомендуется  создавать как негосударственные  структуры или государственно-частные  партнерства.

 В  целом, в результате выполнения  данных рекомендаций должна значительно  снизиться налоговая и регулятивная  нагрузка  на бизнес, как в ОЭЗ, так и за их пределами.

Также следует заметить в связи с рассмотрением вопроса о льготах, предоставляемых резидентам ОЭЗ, что со вступлением России в ВТО должны произойти серьезные изменения. Как указывает заведующая сектором Института США и Канады РАН Людмила НЕМОВА, международные эксперты сформулировали однозначный вывод: «Многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот и стимулов, действующих в ОЭЗ, и делают их нелегитимными». То есть незаконными и запрещенными для использования в странах-членах ВТО. Данный вывод сделан по результатам масштабного сравнительного исследования опыта функционирования ОЭЗ в различных странах мира [13].

 Целый  ряд льгот, преференций и стимулов, которые предоставляются резидентам  ОЭЗ, полностью или частично попадают  в список запрещенных или спорных  мер поддержки (Prohibited and Actionable Subsidies).

Само определение запрещенных мер трактуется довольно широко и расплывчато. «Запрещенные субсидии – это меры, применяемые в несельскохозяйственных отраслях экономики, которые используются для поддержки экспорта, по поддержке замещения импортных товаров товарами внутреннего производства» [13].

 В  этом списке: выгодные для экспортеров  схемы сохранения валютной выручки; льготные транспортные тарифы  для экспортных поставок –  более низкие, чем тарифы на  внутренние перевозки; предоставление  товаров и услуг производителям  экспортной промышленной продукции  на более выгодных условиях, нежели  для производства товаров внутреннего  потребления; освобождение от налогов  или льготы по налогам и  прочим сборам, особые льготы  по страхованию в связи с  экспортной деятельностью; экспортные  кредиты на льготных условиях  и т.п. [13].

Очевидно, что действующие и новые системы стимулов для ОЭЗ должны строиться с учётом изменений в «правилах игры», которые связаны со вступлением страны в ВТО. Вместе с тем, по мнению  международных экспертов, отлаженные в пределах ОЭЗ механизмы регламентации предпринимательской деятельности могут быть полезными для совершенствования госрегулирования и за их пределами. В связи с этим консультанты Всемирного Банка предлагают: «Используйте режимы, применяемые в ОЭЗ, как инструменты продвижения демонополизации и дерегулирования в сфере телекоммуникаций и в прочих инфраструктурных отраслях. Создавайте систему стимулов с учетом соглашений ВТО. Наилучший путь – устранить любые обязательные требования по экспорту и предоставить любым предприятиям свободный доступ на внутренний рынок с уплатой соответствующих таможенных пошлин».

 В  плане преобразования в налоговых  режимах рекомендуется следующее.   «Используйте процесс создания  или изменения режима функционирования  зоны как возможность в целом  рационализировать системы налоговых  стимулов. В идеале это должно  привести к гармонизации налогов  на резидентов ОЭЗ с налоговой  политикой, действующей на общенациональном  уровне. Или, по крайней мере, создавайте  для предприятий зоны налоговый  режим, сходный с тем, который  действует для наиболее «продвинутых  отраслей». Считается предпочтительным, чтобы действующая в стране  система налоговых стимулов  поддерживала  определенные виды деятельности  в рамках общенационального налогового  кодекса, а не действовала посредством применения специальных законов [13].

Таким образом, после приведения законодательства России в соответствие с положениями соглашений ВТО, ОЭЗ могут утратить большинство  возможностей предоставлять особые преимущества своим резидентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ  эффективности деятельности ОЭЗ  в Российской Федерации и проблем их развития

Главная задача, которая стоит перед особыми экономическими зонами, заключается в привлечении прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. По данным РосОЭЗ, в отечественных особых зонах работает более 340 резидентов из 23 стран мира. Общий объем заявленных инвестиций превысил 400 млрд рублей. Эти показатели дают управляющей компании основания говорить о том, что сеть ОЭЗ с поставленной задачей справляется [14].

Генеральный директор РосОЭЗ Михаил Трушко, назначенный на эту должность в марте 2013 года (до этого он возглавлял калининградский филиал ОЭЗ), рассказывает, что за последний год прирост фактических частных инвестиций в проекты ОЭЗ составил 41% и достиг 69,2 млрд рублей. На 52% вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении и составил 83,6 млрд. Консолидированные налоговые отчисления в 2012 году выросли на 57% [14].

При этом следует помнить, что особые экономические зоны — это пример greenfield-проекта, т.е. их построению предшествовала разработка всей проектно-сметной документации, проведение экспертиз, тендеров на строительство и так далее.

В настоящее время подготовительный этап уже подходит к концу. В промышленных ОЭЗ созданы все условия для строительства и производства. Инфраструктура технико-внедренческих ОЭЗ позволяет инвесторам разворачивать свои проекты. Это, безусловно, достижение первых лет развития особых экономических зон», — считает руководитель РосОЭЗ [14].

Объем государственных вложений федерального и регионального уровня в ОЭЗ по всей стране на начало 2013 года составил более 59 млрд рублей. Объем налоговых отчислений действующих резидентов насчитывает около 8 млрд рублей, примерно 13% от общего числа государственных инвестиций. Однако, как говорит Михаил Трушко, только за последний год этот показатель вырос более чем в полтора раза. В 2012 году фактические инвестиции резидентов ОЭЗ превысили 20 млрд рублей, государственные насчитывают около 9 млрд рублей. Руководство ОЭЗ предлагает не включать налоговые льготы резидентам особых экономических зон в прямые затраты бюджета.

«Это противоречит идее ОЭЗ. Мы создаем комфортные условия для создания и развития бизнеса — инфраструктуру, особый таможенный режим, налоговые льготы, низкую стоимость аренды и выкупа земли. Все это нужно, чтобы успешнее конкурировать за качественные инвестиционные проекты, чтобы заманить инвестора, предприятия которого создают новые рабочие места, производят продукцию, генерируют прибыль и тем самым создают новую налоговую базу. При этом борьба на рынке капитала и технологий — глобальная. Если мы не предлагаем более выгодные условия, чем страны-конкуренты, компании к нам просто не придут. Соответственно, не будет никаких налоговых отчислений», — замечает глава РосОЭЗ.

Рассмотрим далее, какие особые экономические зоны наиболее эффективны.

Вопрос о прибыльности особых экономических зон Михаил Трушко считает некорректным. «Все-таки РосОЭЗ — это институт экономического развития. Максимизация прибыли означает снижение привлекательности, поскольку мы будем вынуждены как, например, индустриальные парки стремиться к повышению стоимости наших услуг.

Наши задачи — увеличение объема частных инвестиций, привлечение в реальный сектор экономики компаний, обладающих высокими технологиями, которые готовы на территории России производить продукцию и которые выбирают между Россией и другими странами.

Во время переговоров многие инвесторы отмечают, что перед ними стоит выбор между Россией Турцией, Польшей, другими странами Восточной Европы. Мы за этих инвесторов боремся, поэтому вопрос извлечения прибыли важный, но не основной», — поясняет позицию управляющей компании ее новый руководитель.

По всем оценкам, наиболее успешными в России являются промышленно-производственные ОЭЗ. По оценке РосОЭЗ, из всех действующих зон по ряду показателей (объем выпускаемой продукции, насыщенность ассортиментного ряда, объем привлеченных инвестиций, количество созданных рабочих мест) наиболее успешными являются ОЭЗ «Алабуга» и «Липецк». В них сконцентрированы основные производства машиностроения, энергетического оборудования, нефтехимии, строительных материалов и товаров массового потребления.

В «Алабуге» якорным инвестором из 33 существующих является Ford Sollers, вокруг которого создан кластер автопроизводителей. В ОЭЗ «Липецк» таким резидентом является завод Yokohama — первое японское предприятие по производству шин различного диаметра, ориентированное на продажу продукции по всей России.

Если говорить о финансовых показателях, то например, в ОЭЗ «Алабуга» было инвестировано более 16 млрд рублей из средств федерального и регионального бюджетов, запланированные инвестиции составляют более 83 млрд рублей [15].

В прошлом году продукция резидентов ОЭЗ «Алабуга» составила 71% от всей продукции экономических зон на территории России. Об этом сообщил руководитель агентства инвестразвития Татарстана Линар Якупов в ходе выступления на форуме «Умный город будущего» [16].

Также большим потенциалом обладает ОЭЗ «Тольятти», созданная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года. «Европейский банк реконструкции и развития рассматривает ОЭЗ «Тольятти, как очень перспективный проект, – отметила начальник управления по работе с инвесторами филиала ОАО «ОЭЗ» в самарской области Алена Шубина. – Это подтверждает постоянный интерес банка к особой экономической зоне. С сентября прошлого года мы провели несколько встреч, на которых обсуждали возможность оказания поддержки компаниям-резидентам. Представители банка постоянно интересуются динамикой развития нашего проекта» [17].

Технико-внедренческие зоны отстают по темпам развития от промышленных, но некоторые демонстрируют успехи: по данным Счетной палаты, резидентами технико-внедренческих зон получены 350 патентов на изобретения, которыми пользуются ведущие компании мира [14].

Наиболее эффективными ОЭЗ данного типа являются «Дубна» и «Томск». При этом объем заявленных инвестиций в ОЭЗ Томска, где развиваются беспроводные технологии, составляет 352,3 млрд рублей, а в ОЭЗ Дубны, где идет создание медицинских приборов – 1,3 млрд рублей[18].

Экономические зоны туристско-рекреационного типа не показывают серьезных результатов и их реальные показатели отстают от плановых. Руководство РосОЭЗ признает, что стратегия развития туристско-рекреационных ОЭЗ требует радикального пересмотра. ОЭЗ данного типа имеют свою специфику и потому не могут развиваться как промышленные и технико-внедренческие ОЭЗ. Кроме этого, высокие тарифы на авиаперевозки, которые заставляют ОЭЗ работать сугубо на локальный региональный рынок, генерируя трафик из близлежащих регионов страны, также сказываются пагубным образом на развитии ОЭЗ данного типа.

Несмотря на это, РосОЭЗ не собирается отказываться от развития туристско-рекреационных ОЭЗ. По расчетам Министерства экономического развития и торговли, до 2026 г. федеральный бюджет потратит на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд. руб., бизнес вложит в них более 270 млрд. руб., а налоговые поступления достигнут почти 260 млрд. руб. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн. до 9,7 млн. человек. А вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта - до 9% [19].

Информация о работе Правовое регулирование особых экономических зон в РФ