Правовое регулирование особых экономических зон в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:51, доклад

Краткое описание

Одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны становится создание особых экономических зон (ОЭЗ).
Однако их создание требует надлежащей нормативной базы и выработки принципов регулирования деятельности ОЭЗ, системы различных льгот для привлечения инвесторов и учета социальных, экономических и географических факторов при определении территорий для образования ОЭЗ.
От эффективности использования института ОЭЗ напрямую зависит интеграция страны в международное экономические сообщество, что является для Российской Федерации на данном этапе развития важной задачей.

Содержание

Введение
1 Законодательное регулирование особых экономических зон в Российской Федерации
2 ОЭЗ в России с точки зрения теории
3 Анализ эффективности деятельности ОЭЗ в Российской Федерации и проблем их развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование ОЭЗ в рф.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

«Сейчас мы разрабатываем более детализированные «дорожные карты» каждой зоны, в которых будет отражен полный комплекс строительных, инфраструктурных, сервисных, логистических, инвестиционных задач и сроков их реализации. Следующим шагом будет разработка единого формата, подхода к развитию и продвижению туристических ОЭЗ», — обещает Михаил Трушко [14].

Развитие транспортных ОЭЗ в России также идет неэффективно. Например, аэропортовая зона «Ульяновск-Восточный» смогла найти нескольких резидентов только после полуторогодовых переговоров. В портово-логистических зонах в Хабаровском крае и Мурманске по-прежнему нет резидентов, первую зону даже собирались закрыть, однако в итоге правительство приняло решение расширить зону, включив в нее и порт Ванино.

Эффективность каждой конкретной ОЭЗ традиционно оценивается спустя годы, что соответствует мировому опыту развития подобных проектов. Аналитики подчеркивают: система ОЭЗ может работать на развитие экономики и реального сектора России вполне эффективно, но только если она подкреплена внятной и конкретизированной государственной политикой, определяющей, для чего создаются зоны, на какие деньги, какие организационные мероприятия необходимо проводить и кто конкретно из представителей власти и бизнеса отвечает за них.

«Когда в стране де-факто отсутствует сколько-нибудь внятная промышленная, технологическая и даже туристическая политика, а организационные мероприятия не обеспечены понятными механизмами реализации, сложно говорить, что ОЭЗ будут иметь повсеместно высокую эффективность. Те зоны, в которых идет активное привлечение резидентов, строятся новые объекты и имеется положительная экономическая динамика, во многом являются результатом эффективных действий на региональном уровне со стороны властей субъектов федерации и бизнеса. Меняется команда на местах — и все процессы могут остановиться так же быстро, как и начались», — говорит Леонид Ивановский, директор практики управленческого консалтинга «Балт-Аудит-Эксперт» [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что не все особые экономические зоны в РФ оправдывают свое создание положительными экономическими показателями, что происходит ввиду множества проблем. По сравнению с другими типами ОЭЗ, промышленные быстрее окупаются и приносят прибыль, привлекая множество инвесторов.

Это происходит ввиду того, что,  во-первых, в нашей стране существует дефицит промышленных площадок, обеспеченных современной инфраструктурой. А в промышленных ОЭЗ она создается с нуля и как магнит притягивает новые производства. Во-вторых, промышленные объекты быстрее окупаются. Экономический эффект наблюдается сразу после запуска конвейера. В технико-внедренческих, логистических (портовых) и туристических зонах цикл окупаемости проектов длиннее и экономический результат не такой очевидный.

Заключение

Основополагающим нормативно-правовым актом, в соответствии с которыми создаются и функционируют ОЭЗ в России, является ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ.

Согласно легитимному определению, приведенному в вышеуказанном Федеральном законе, особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Названный режим подразумевает ряд таможенных, налоговых льгот, а также обеспечение инфраструктурой и максимально прозрачное управление.

В связи со вступлением России в ВТО следует заметить, что учитывая положения соглашений ВТО, многие положения о льготах в ОЭЗ теперь являются нелегитимными, что сделает положение их резидентов невыгодным.

Как известно, главная задача, которая стоит перед особыми экономическими зонами, заключается в привлечении прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. Однако в этой сфере однозначный вывод сделать нельзя. С одной стороны, промышленные ОЭЗ привлекают инвесторов и успешно приносят прибыль. С другой стороны, ОЭЗ остальных типов нельзя назвать действующими настолько же эффективно.

Однако это происходит в силу объективных причин, которые были указаны в работе.

Тем не менее, руководство страны не собирается отказываться от идеи развития ОЭЗ, и надеется на более положительные итоги в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

2 Павлов  П.В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности // Международные отношения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e-notabene.ru/wi/article_638.html (дата обращения 08.09.2013 г.)

3 Особые экономические зоны: Справочная информация. [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

4 Об  особой экономической зоне в  Магаданской области: федеральный  закон РФ от 31.05.1999 № 104-ФЗ (в ред. от 24.11.2008 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

5 Официальный Интернет-ресурс Департамента особых экономических зон и проектов регионального развития Министерства экономического развития Российской Федерации. Особые экономические зоны. Преференции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/ (дата обращения 06.09.2013 г.)

6 Об  особой экономической зоне в  Калининградской области и о  внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской  Федерации: федеральный закон РФ от 10.01.2006 г. №16-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

7 Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 г. (в ред. от 01.09.2013 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

8 О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страховании» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 16.10.2010 г. № 272-ФЗ (в ред. от 29.11.2010 г.) .) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

9 Ахметшина Л.Г. Принципы и тенденции формирования особых экономических зон в регионе // Российское предпринимательство. - 2011. - № 8, вып. 2. - С. 150-154

10 Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества. - М.: Вершина, 2006 - С. 12-13

11 Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. - 2003. - № 1

12 Верное  решение. Преференции и льготы резидентам особых экономических зон (ОЭЗ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://решение-верное.рф/oez_lgoty (дата обращения 07.09.2013 г.)

13 Немова Л.А.  Особые экономические зоны в условиях ВТО // Экономическая политика. Экспертный канал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-42-46/2012-04-05-13-43-05/316-osobye-ekonomicheskie-zony-v-usloviyakh-vto (дата обращения 02.09.2013 г.)

14 Зона особого ожидания [Электронный ресурс] / Журнал «Ъ-Санкт-Петербург» -  Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2210228 (дата обращения 03.09.2013 г.)

15 ОЭЗ ППТ «Алабуга» [Электронный ресурс] / РОСОЭЗ Особые Экономические Зоны -  Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/tatarstan/alabuga/ (дата обращения 07.09.2013 г.)

16 Инвестиции в ОЭЗ [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Эксперт» - Режим доступа: http://expert.ru/2013/06/3/investitsii-v-oez/ (дата обращения 06.09.2013 г.)

17 Потенциал ОЭЗ «Тольятти» представлен первым лицам ЕББР [Электронный ресурс] / РОСОЭЗ Особые Экономические Зоны -  Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/samara_region/news?rid=24926&oo=1&fnid=68&newWin=0&apage=1&nm=113690&fxsl=view.xsl (дата обращения 02.09.2013 г.)

18 Особые экономические зоны России: проблемы развития [Электронный ресурс] / Торгово-промышленные ведомости. Издание Торгово-промышленной палаты – 2012 - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/regions/2430.html (дата обращения 05.09.2013 г.)

19 Туристско-рекреационные зоны России. [Электронный ресурс] / Туризм России - Режим доступа: http://sokolov33.ru/index.php/osnovy-turizma/97-turistsko-rekreatsionnye-zony-rossii (дата обращения 05.09.2013 г.)

 

 

 


Информация о работе Правовое регулирование особых экономических зон в РФ