Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:01, курсовая работа
Задачи курсовой работы: рассмотреть правовой статус губернатора, при этом дать краткую историческую справку о формировании института губернаторства, раскрыть его правового статуса, описать компетенцию губернатора, порядок назначения на должность, ответственность губернатора и порядок проведения выборов (на примере Красноярского края), проанализировать формы взаимодействия губернатора с федеральной исполнительной властью и с представительным органом субъекта федерации, на основе исследования по теме сделать грамотный вывод.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение высшего должностного лица субъекта РФ……………………4
2. Правовой статус губернатора как высшего должностного лица субъекта…7
2.1. Полномочия губернатора………………...………………………….11
2.2. Замещение должности губернатора………………………………...16
2.3 Ответственность губернатора………………………………………..19
3.Функции губернатора………………………………………………………….21
Заключени………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………..28
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра конституционного,
административного и муниципального
права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Конституционное право РФ
Тема работы: Правовой статус губернатора Красноярского края
Руководитель _________ ________ _____________
Студент 21 ВО ЗО 161018748 _______ Билялова Г.А.
Красноярск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Выбранная тема курсовой работы является
актуальной и интересной в современное
время. Исполнительная власть в субъектах
РФ занимает ведущее место в системе
органов государственной
Задачи курсовой работы: рассмотреть правовой статус губернатора, при этом дать краткую историческую справку о формировании института губернаторства, раскрыть его правового статуса, описать компетенцию губернатора, порядок назначения на должность, ответственность губернатора и порядок проведения выборов (на примере Красноярского края), проанализировать формы взаимодействия губернатора с федеральной исполнительной властью и с представительным органом субъекта федерации, на основе исследования по теме сделать грамотный вывод.
Зарубежный опыт показывает, что в федеративных государствах органы исполнительной власти субъекта федерации, как правило, формируются субъектами самостоятельно. Во главе исполнительной власти субъекта находится руководитель, именуемый президентом, губернатором. Данные должностные лица возглавляют региональные правительства. При этом губернаторы штатов Бразилии и США избираются непосредственно населением, правительства штатов в Индии формируются легислатурами штатов. В субъектах федераций с парламентской республиканской формой правления, например в Индии, полномочия главы субъекта носят номинальный характер, поскольку исполнительный орган субъекта федерации подконтролен законодательному собранию. В субъектах же федераций, управляемых по президентской модели, глава субъекта, как правило, избирается путем прямых выборов, как, например, в США 1.
В России, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему исполнительных органов субъекта Российской Федерации возглавляет глава субъекта - высшее должностное лицо. Конституция Российской Федерации не определяет систему органов государственной власти субъектов РФ и тем более не закрепляет систему органов исполнительной власти и наименование должностей, замещаемых ее руководителями.
Федеральный закон от
06.10.1999 г. «Об общих принципах
Статьей 18 (ч. 6) Федерального закона определено, что наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации. Поэтому в разных субъектах РФ оно именуется по-разному, В республиках Российской Федерации довольно часто наименование должности главы субъекта аналогично наименованию должности главы государства - президент (такая должность существует в Татарстане, Башкортостане, Калмыкии и др.) В других субъектах Федерации используются такие наименования, как губернатор или глава администрации.
Иллюстрируя связь наименования должности высшего должностного лица субъекта Федерации с его статусом, В.Е. Чиркин выявил четыре разновидности главы субъекта Российской Федерации.
1) президент республики (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия с 2000 г. и др.). Правительство республики в этих случаях рассматривается как самостоятельный орган исполнительной власти во главе с премьер-министром;
2) президент, являющийся
одновременно и главой
3) глава администрации
субъекта Российской Федерации
(не называется президентом,
4) глава администрации субъекта Российской Федерации, где не создается коллегиальный орган, называемый правительством субъекта Федерации (большинство субъектов РФ). Чаще всего по отношению к главе администрации в этом случае используют термин «губернатор». Такой глава администрации обычно непосредственно руководит деятельностью должностных лиц. Это главы департаментов, отделов, управлений администрации субъекта Российской Федерации (Воронежская, Курская, Иркутская области и др.)3.
В данной курсовой работе мы остановимся на более подробном анализе функций и роли губернатора как высшего должностного лица субъекта РФ. Прежде, чем приступить к анализу попробуем дать определение понятию «губернатор».
Итак, губернатор – это высшее должностное лицо, которое возглавляет систему органов исполнительной власти, определяет основные направления развития вверенной ему территории и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации. Таким образом, в своей деятельности губернаторы должны сочетать функции руководителя своей территории и функции руководителя системы органов исполнительной власти, а так же быть проводником политики федеральных органов исполнительной власти России.
На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, установлены в соответствующих конституциях и уставах. Структура органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции и даже способ правового определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъектах Федерации.
Проведем данный анализ, рассмотрев правовой статус губернатора Красноярского края. При этом необходимо сразу отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» от 10.07.2008 № 6-1930 «губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края». При этом губернатор края наделяется соответствующими полномочиями на пятилетний срок.
Исходя из вышеизложенного, губернатор является высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ, поэтому при ответе на данные пункт работы мы проведем сравнительную характеристику органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительной власти РФ. В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной подчиненности. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.4
В соответствии с Законом
«Об общих принципах
Таким образом, в субъектах РФ система органов исполнительной власти как бы раздваивается. Часть из них относится к общероссийской вертикали и к системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов РФ структурно выводится за рамки единой исполнительной власти России, реализуемой коллегиальным органом - Правительством Российской Федерации.
Правовой статус Губернатора включает в себя следующие элементы: полномочия, замещение должности, ограничения, ответственность.
Особенность правового
статуса Губернатора
Что касается полномочий
Губернатора Красноярского
К полномочиям Губернатора Красноярского края как высшего должностного лица относятся:
а) представление края в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени края;
б) формирование высшего исполнительного органа государственной власти края - Совета администрации края в соответствии с Уставом и законами края;
в) обеспечение единства и территориальной целостности края;
г) определение основных направлений экономической и социальной политики в крае, которые отражаются в его ежегодном послании;
д) разработка стратегии межрегионального сотрудничества;
е) обращение к Законодательному Собранию края с ежегодным посланием;
ж) представление в Законодательное Собрание края ежегодного доклада о положении дел в крае;
з) обеспечение в целях политической стабильности и согласия в крае взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, партий, движений и иных общественных объединений, используя согласительные процедуры для разрешения разногласий;
и) определение кадровой политики;
к) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации от имени исполнительной власти края;
л) награждение наградами края и присуждение почетного звания края, учреждение Почетной грамоты Губернатора края;
м) обнародование законов края, удостоверение их обнародования путем подписания, либо отклонение законов, принятых Законодательным Собранием края, в порядке, установленном Уставом края;
Информация о работе Правовой статус губернатора Красноярского края