Правовой статус губернатора Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы: рассмотреть правовой статус губернатора, при этом дать краткую историческую справку о формировании института губернаторства, раскрыть его правового статуса, описать компетенцию губернатора, порядок назначения на должность, ответственность губернатора и порядок проведения выборов (на примере Красноярского края), проанализировать формы взаимодействия губернатора с федеральной исполнительной властью и с представительным органом субъекта федерации, на основе исследования по теме сделать грамотный вывод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение высшего должностного лица субъекта РФ……………………4
2. Правовой статус губернатора как высшего должностного лица субъекта…7
2.1. Полномочия губернатора………………...………………………….11
2.2. Замещение должности губернатора………………………………...16
2.3 Ответственность губернатора………………………………………..19
3.Функции губернатора………………………………………………………….21
Заключени………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра конституционного,

административного и муниципального

права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Конституционное право РФ

Тема работы: Правовой статус губернатора Красноярского края

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель     _________         ________    _____________

Студент 21 ВО ЗО      161018748     _______    Билялова Г.А.

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Выбранная тема курсовой работы является актуальной и интересной в современное  время. Исполнительная власть в субъектах  РФ занимает ведущее место в системе  органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями, в том числе и в Красноярском крае. В недавном времени произошел процесс реформирования системы органов исполнительной власти  Красноярского края. Основой реформирования послужило принятие ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, что повлекло за собой  изменение Устава Красноярского края. От  эффективной деятельности исполнительной власти зависит социально-экономическое развитие нашего региона, и тем более наше благополучие. Губернатор являясь высшем должностным лицом исполнительной власти определяет ее основные направления, приоритеты. Очень сложная проблема это взаимоотношения региональной власти и федеральной власти, ведь субъект федерации является ее неотъемлемой частью, а губернатор должен отстаивать интересы своего субъекта. Существует также не мало мнений и слухов относительно такой проблемы  - губернатор должен выбираться населением, или лучше будет его назначать может быть из центра или представительным органом субъекта, а также срок полномочий на который выбирается губернатор и возможность повторного избрания.

Задачи курсовой работы: рассмотреть  правовой статус губернатора, при этом   дать краткую историческую справку  о формировании института губернаторства, раскрыть  его правового статуса, описать компетенцию губернатора,  порядок назначения на должность, ответственность губернатора и порядок проведения выборов (на примере Красноярского края), проанализировать формы взаимодействия губернатора с федеральной исполнительной властью и с представительным органом субъекта федерации, на основе исследования по теме сделать грамотный вывод.

1.Определение высшего   должностного лица субъекта РФ

 

Зарубежный опыт показывает, что в федеративных государствах органы исполнительной власти субъекта федерации, как правило, формируются субъектами самостоятельно. Во главе исполнительной власти субъекта находится руководитель, именуемый президентом, губернатором. Данные должностные лица возглавляют региональные правительства. При этом губернаторы штатов Бразилии и США избираются непосредственно населением, правительства штатов в Индии формируются легислатурами штатов. В субъектах федераций с парламентской республиканской формой правления, например в Индии, полномочия главы субъекта носят номинальный характер, поскольку исполнительный орган субъекта федерации подконтролен законодательному собранию. В субъектах же федераций, управляемых по президентской модели, глава субъекта, как правило, избирается путем прямых выборов, как, например, в США 1.

В России, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему исполнительных органов субъекта Российской Федерации возглавляет глава субъекта - высшее должностное лицо. Конституция Российской Федерации не определяет систему органов государственной власти субъектов РФ и тем более не закрепляет систему органов исполнительной власти и наименование должностей, замещаемых ее руководителями.

Федеральный закон от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации» № 184-ФЗ дает общее наименование – «руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации» или «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации»2.

Статьей 18 (ч. 6) Федерального закона определено, что наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации. Поэтому в разных субъектах РФ оно именуется по-разному, В республиках Российской Федерации довольно часто наименование должности главы субъекта аналогично наименованию должности главы государства - президент (такая должность существует в Татарстане, Башкортостане, Калмыкии и др.)  В других субъектах Федерации используются такие наименования, как губернатор или глава администрации.

Иллюстрируя связь наименования должности высшего должностного лица субъекта Федерации с его  статусом, В.Е. Чиркин выявил четыре разновидности  главы субъекта Российской Федерации.

1) президент республики (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия с 2000 г. и др.). Правительство республики в этих случаях рассматривается как самостоятельный орган исполнительной власти во главе с премьер-министром;

2) президент, являющийся  одновременно и главой республики, и главой исполнительной власти (Кабардино-Балкария, Калмыкия и др.). В такой республике может быть правительство, но президент сам является его председателем и возглавляет подчиненных ему министров (коллегиального органа, называемого правительством, может и не быть, на практике министры заседают под председательством президента республики);

3) глава администрации  субъекта Российской Федерации  (не называется президентом, но  возглавляет орган, именуемый  правительством, например, в Москве, Нижегородской области, Ставропольском  крае). Чаще всего он сам назначает своего заместителя (заместителей), но иногда заместитель избирается в паре с губернатором (например, в Калужской области). Главы департаментов в этом случае нередко называются министрами;

4) глава администрации  субъекта Российской Федерации, где не создается коллегиальный орган, называемый правительством субъекта Федерации (большинство субъектов РФ). Чаще всего по отношению к главе администрации в этом случае используют термин «губернатор». Такой глава администрации обычно непосредственно руководит деятельностью должностных лиц. Это главы департаментов, отделов, управлений администрации субъекта Российской Федерации (Воронежская, Курская, Иркутская области и др.)3.

В данной курсовой работе мы остановимся на более подробном  анализе функций и роли губернатора как высшего должностного лица субъекта РФ. Прежде, чем приступить к анализу попробуем дать определение понятию «губернатор».

Итак, губернатор – это высшее должностное лицо, которое возглавляет систему органов исполнительной власти, определяет основные направления развития вверенной ему территории и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации. Таким образом,  в своей деятельности губернаторы должны сочетать функции руководителя своей территории и функции руководителя системы органов исполнительной власти, а так же быть проводником политики федеральных органов исполнительной власти России.

 

 

 

 

 

 

2. Правовой статус  губернатора как высшего должностного  лица субъекта

 

На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, установлены в соответствующих конституциях и уставах. Структура органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции и даже способ правового определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъектах Федерации.

Проведем данный анализ, рассмотрев правовой статус губернатора  Красноярского края. При этом необходимо сразу отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» от 10.07.2008 № 6-1930 «губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края». При этом губернатор края наделяется соответствующими полномочиями на пятилетний срок.

Исходя из вышеизложенного, губернатор является высшим должностным  лицом исполнительной власти субъекта РФ, поэтому при ответе на данные пункт работы мы проведем сравнительную характеристику органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительной власти РФ. В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной подчиненности. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.4

В соответствии с Законом  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999 г. (в ред. 2000 г.) Президент РФ вправе отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации вправе контролировать осуществление полномочий в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, делегированных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации. Цель этой координационной деятельности - обеспечение единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусмотрено Конституцией РФ. В то же время главы исполнительной власти субъектов РФ действуют самостоятельно в пределах компетенции и федеральные органы не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности главой исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют органы, ведающие вопросами совместной компетенции РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное подчинение) - центральному органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое руководство, а по горизонтали (линейное подчинение) - главе исполнительной власти субъекта РФ. По предметам исключительного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта Федерации и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации. 

Таким образом, в субъектах  РФ система органов исполнительной власти как бы раздваивается. Часть из них относится к общероссийской вертикали и к системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов РФ структурно выводится за рамки единой исполнительной власти России, реализуемой коллегиальным органом - Правительством Российской Федерации.

Правовой статус Губернатора  включает в себя следующие элементы: полномочия, замещение должности, ограничения, ответственность.

Особенность правового  статуса Губернатора Красноярского  края заключается в том, что в  соответствии со ст. 85 Устава Красноярского края Губернатор является высшим должностным лицом края и главой исполнительной власти края.

Что касается полномочий Губернатора Красноярского края, то благодаря двойственности своего статуса, он обладает полномочиями и  как высшее должностное лицо, и как руководитель высшего органа исполнительной власти.

К полномочиям Губернатора  Красноярского края как высшего  должностного лица относятся:

а) представление края в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени края;

б) формирование высшего  исполнительного органа государственной власти края - Совета администрации края в соответствии с Уставом и законами края; 

в) обеспечение единства и территориальной целостности  края;

г) определение основных направлений экономической и  социальной политики в крае, которые  отражаются в его ежегодном послании;

д) разработка стратегии  межрегионального сотрудничества;

е) обращение к Законодательному Собранию края с ежегодным посланием;

ж) представление в  Законодательное Собрание края ежегодного доклада о положении дел в  крае;

з) обеспечение в целях  политической стабильности и согласия в крае взаимодействия государственных  органов, органов местного самоуправления, партий, движений и иных общественных объединений, используя согласительные процедуры для разрешения разногласий;

и) определение кадровой политики;

к) обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации от имени  исполнительной власти края;

л) награждение наградами  края и присуждение почетного  звания края, учреждение Почетной грамоты  Губернатора края;

м) обнародование законов края, удостоверение их обнародования путем подписания, либо отклонение законов, принятых Законодательным Собранием края, в порядке, установленном Уставом края;

Информация о работе Правовой статус губернатора Красноярского края