Правовой статус губернатора Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы: рассмотреть правовой статус губернатора, при этом дать краткую историческую справку о формировании института губернаторства, раскрыть его правового статуса, описать компетенцию губернатора, порядок назначения на должность, ответственность губернатора и порядок проведения выборов (на примере Красноярского края), проанализировать формы взаимодействия губернатора с федеральной исполнительной властью и с представительным органом субъекта федерации, на основе исследования по теме сделать грамотный вывод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение высшего должностного лица субъекта РФ……………………4
2. Правовой статус губернатора как высшего должностного лица субъекта…7
2.1. Полномочия губернатора………………...………………………….11
2.2. Замещение должности губернатора………………………………...16
2.3 Ответственность губернатора………………………………………..19
3.Функции губернатора………………………………………………………….21
Заключени………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Решение о досрочном  прекращении полномочий губернатора  принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Либо, в случаях, предусмотренных  ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение о досрочном прекращении полномочий губернатора принимается Президентом Российской Федерации.

При этом, Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности губернатора на период до вступления в должность нового губернатора  в следующих случаях:

а) досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

б) временного отстранения  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации) от должности;

в) истечения срока  полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Так в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края». Губернатор края наделяется соответствующими полномочиями на пятилетний срок. Полномочия Губернатора края, если они не были прекращены досрочно, прекращаются с момента вступления в должность гражданина Российской Федерации, вновь наделенного полномочиями Губернатора края.

Согласно ст. 93 Устава Красноярского края решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора края принимается Президентом Российской Федерации самостоятельно или по инициативе Законодательного Собрания края по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральными законами.

2.3 Ответственность губернатора

Федеральным и краевым  законодателями предусмотрены следующие  виды ответственности Губернатора. В соответствии со ст.29.1. ФЗ «Об общих принципах…» Президент   Российской   Федерации  выносит  предупреждение   высшему   должностному   лицу   субъекта   Российской    Федерации (руководителю   высшего   исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:

- издания   высшим   должностным  лицом  субъекта  Российской Федерации   (руководителем    высшего    исполнительного    органа      государственной  власти субъекта Российской Федерации)  нормативного      правового акта,  противоречащего Конституции Российской Федерации,      федеральным  конституционным  законам и федеральным законам,  если      такие противоречия установлены  соответствующим  судом,  а  высшее      должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации  в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного  предусмотренного  решением  суда   срока  не  приняло  в  пределах  своих  полномочий  мер  по  исполнению решения суда.

- уклонения губернатора субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока губернатор  не обратился в соответствующий суд для разрешения спора.

Если  в  течение  месяца  со  дня   вынесения   Президентом  Российской  Федерации  предупреждения  высшему  должностному  лицу субъекта    Российской     Федерации     (руководителю  высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации) указанное лицо не приняло в пределах  своих  полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения,  Президент Российской  Федерации  отрешает  высшее должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации  (руководителя высшего исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской Федерации) от должности. 8

 

3.Функции губернатора.

Сделать выводы о функциях губернатора  можно, проанализировав основные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ.

Как было отмечен  ранее на федеральном уровне законодательное  закрепление полномочий отражено в  Федеральном законе «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На региональным уровне вопрос о полномочиях главы субъекта отражен в конституциях или уставах субъекта и в иных нормативных правовых актах. Так, в Красноярском крае  полномочиям губернатора края  посвящена ст. 85 Устава Красноярского края.

Проанализировав ряд  статей, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обобщенно функции  губернатора  субъекта Федерации могут быть сведены к следующим:

1. Законодательная функция  - обнародует законы, удостоверяя  их обнародование путем подписания  законов или издания специальных  актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; обладает правом законодательной инициативы; издает акты высшего должностного лица;

2. Представительская  функция - представляет субъект  Российской Федерации в отношениях  с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

3. Руководящая функция  по формированию органов государственной власти субъекта Федерации и руководству его системой исполнительных органов (формирует и руководит высшим исполнительным органом субъекта Федерации, принимает решение о его отставке; назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации (правительства), министров и руководителей иных органов исполнительной власти, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности; утверждает половину состава членов избирательной комиссии субъекта; представляет на утверждение законодательного органа кандидатуру представителя исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ);

4. По участию в системе  «сдержек и противовесов» (вправе  требовать созыва внеочередного  заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации его конституцией (уставом); вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса; согласует кандидатуры прокурора, мировых судей и т.д.);

5. Координационная функция  - обеспечивает координацию деятельности  органов исполнительной власти  субъекта Федерации с иными  его органами государственной  власти и в соответствии с  законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Таким образом, выявив ряд основных функций губернатора как высшего должностного лица субъекта РФ, рассмотрим на основании предложенной сетки функции губернатора Красноярского края.

Законодательная функция губернатора Красноярского края заключается в том, что согласно пп. «в» п. 3 ст. 90 Устава Красноярского края, губернатор обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием края, в предусмотренном Уставом и законами края порядке. Губернатор Красноярского края вправе отменять правовые акты Правительства края, иных органов исполнительной власти края или приостанавливать их действие с указанием мотивов (обоснованием) принятого решения. А так же  вправе отозвать проект закона края, внесенный в Законодательное Собрание края Правительством края. Следовательно, можно сделать однозначный вывод, что функции губернатора в законодательной жизни края велика, так как во многом от него зависит «жизнь» законопроектов, а соответственно и определяется будут ли нормы, прописанные  в том или ином законе действовать в обществе.

Представительские функции выражаются в пп «а» п. 3 ст. 90 Устава Красноярского края, гласящая о том, что губернатор Красноярского края  представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени края.

Таким образом, что губернатор  Красноярского края  является ключевой фигурой в системе региональных органов государственной власти, так как представляет субъект Российской Федерации в отношениях со всеми уровнями власти и федеральными и региональными  и с органами местного самоуправления. 

Руководящие  функции  по формированию органов государственной власти состоят в том, что именно губернатор

-  определяет структуру  органов исполнительной власти  края.

- формирует Правительство  края и он же  принимает решение  об отставке Правительства края;

-  формирует Администрацию  Губернатора края;

- назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора края, заместителей Губернатора края, руководителей иных органов исполнительной власти края, а также иных должностных лиц

- руководит органами  исполнительной власти края, подчиненными Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края;

-назначает члена Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации - представителя  от Правительства края 

- назначает половину  членов Избирательной комиссии  края с правом решающего голоса9.

Таким образом, губернатор в соответствии с Уставом Красноярского края, принятым Законодательным Собранием Красноярского края 5 июня 2008  года,  является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края.

Координационные  функции состоят в том, что губернатор  использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти края, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями, предприятиями и иными организациями;

Из всего  изложенного следует, что губернатор Красноярского края  является ключевым звеном в системе как исполнительных, так и в целом государственных  органов власти субъекта, что в  первую очередь обусловлено федеральным законодательством. И как видно из вышепредставленного анализа функции губернатора  весьма значимы  и в законодательной  сфере и конечно неоспоримы в области исполнительной власти.

Так же необходимо подчеркнуть, что основные  направления деятельности губернатора субъекта Российской Федерации осуществляются на основе принципов, к которым можно отнести:

1) принцип законности  и конституционности в организации  и деятельности института губернатора;

2)принцип профессионализма губернатора, включающий требование профессиональной этики;

3) принцип гласности,  обеспечивающий информированность  населения данного субъекта Российской  Федерации о работе губернатора; 

4) принцип иерархичности  в построении и принцип субординации  в деятельности губернатора, выражающийся в подчиненности и подотчетности губернатора Президенту Российской Федерации;

5) принцип координации  в функционировании губернатора,  выражающийся во взаимодействии  с органами государственной власти  субъекта Российской Федерации; 6) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев функции  и полномочия губернатора можно  сделать однозначный вывод о  том, что он сосредоточивает в своих руках большие полномочия, он практически распоряжается бюджетом субъекта Федерации, утвержденным законодательным органом, он  вправе издавать и издает нормативные акты, затрагивающие в том числе и некоторые права граждан (на местном уровне), формирует аппарат управления. В условиях России фигура губернатора имеет огромное значение и для укрепления единства страны, ее правового пространства. 

Анализируя  основы правового  статуса, функции и полномочия губернатора  субъекта Российской Федерации, нужно  заметить, что федеральный законодатель рассматривает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как элемент системы именно исполнительной власти. Входя в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации и являясь, по существу, главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации, данное должностное лицо одновременно является звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковое ответственно за обеспечение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исполнения на территории этого субъекта Российской Федерации не только его устава,законов и иных нормативных правовых актов, но и Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. По своему статусу это должностное лицо - в силу принципа единства системы государственной власти - находится в отношениях субординации непосредственно с Президентом Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус губернатора Красноярского края