Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:28, курсовая работа
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации наделены специальным статусом в связи с особенностями своего положения и рода деятельности. Специальные статусы граждан предоставляют им дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные законодательством, которые отличают их от других граждан.
Введение ………………………………………………………………….………… 3
1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы …………… 4
1.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы ……. 4
1.2. Мандат депутата Государственной Думы ………………….…….… 8
2. Содержание правового статуса депутата Государственной Думы……… 10
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы ……....... 10
2.2. Права и обязанности депутата Государственной Думы .................. 13
2.3. Формы деятельности депутата Государственной Думы ................. 20
2.3.1. Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции ............................................................ 21
2.3.2. Работа депутата Государственной Думы с избирателями ......... 24
2.4. Гарантии депутатской деятельности Государственной Думы ........ 26
2.4.1. Иммунитет Депутата Государственной Думы ............................ 27
2.4.2. Депутатский индемнитет ............................................................... 29
Заключение ............................................................................................................... 31
Список использованных источников...................................................................... 32
Содержание
Введение ………………………………………………………………….………… 3
Заключение ..............................
Список использованных источников....................
Введение
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации наделены специальным статусом в связи с особенностями своего положения и рода деятельности. Специальные статусы граждан предоставляют им дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные законодательством, которые отличают их от других граждан.
Выбор данной темы обусловлен личным интересом и актуальностью обсуждений правомерности действий депутатов в обществе, в средствах массовой информации и других источниках. В последнее время очень часто обсуждаются полномочия, гарантии, привилегии депутатов, предоставленных им в связи с занимаемой должностью, за рамки которых они выходят.
И чтобы понять действуют ли депутаты Государственной Думы с точки зрения правомерности, я выбрал данную тему, чтобы точно раскрыть содержание правового статуса депутата и объективно ли они действуют, не ущемляют ли они нас в наших же правах.
Ведь депутаты Государственной Думы являются представителями народа в государственной власти и точно ли они действуют в интересах народа, а не ради личной выгоды? Защищают ли они наши права, интересы?
Ответы на эти вопросы я нашел, когда
просматривал нормативно-правовые акты,
мнения правоведов, ученых для написания
курсовой работы.
В настоящее время широко используется термин «правовой статус» в науке права и законодательстве.
Слово «правовой» образовано от слова «право», которое определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. [37, с. 1360]
Статус (лат. Status – положение, состояние) – понятие, широко используемое в праве, в том числе в конституционном. Обозначает оформленное нормативным актом положение органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия.
Таким образом, правой статус депутата Государственной Думы понимается как положение должностного лица, характеризующее его место в системе общественных отношений, важнейшие права и обязанности, формы их реализации, установленные и охраняемые государственной властью нормативными актами, такими как Конституция и законы Российской Федерации, к которым относятся Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный Закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и другие.
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются основными правовыми установлениями для анализа статуса депутата Государственной Думы, его правового положения в государстве, в обществе.
Правовой статус
депутата Государственной Думы состоит
из «различных элементов, являющейся исходной
организационно-структурной
Важнейшим составным элементом правового статуса депутата является его компетенция: его права и обязанности, определяемые с учетом служебного положения. А.Ю. Якимов считал что «совокупностью внешне властных полномочий, выражает сущность правового статуса и сама представляет систему, состоящую из элементов» [16, с.13] таких как:
В число составляющих входят подведомственные вопросы депутата государственной Думы:
Главной целью и задачей депутата Государственной Думы является представительство интересов избирателей во власти, так как депутат является избранником народа, представителем его воли во власти. Следуя из этой цели и задачи, на депутата возлагаются такие функции как обязательная работа с избирателями: рассмотрение обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведение личного приема и встреч с гражданами.
А его задачей является посещение и участие в заседаниях соответствующей фракции, которой является участником и в составе которой был избран, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции, выработке единой программы по вопросам, рассматриваемы Государственной Думой.
Б. А. Страшун, Н. А. Сахаров, О. В. Шуваев в качестве элемента правового статуса депутата Государственной Думы выделяют порядок его формирования, который представляет собой избрание в депутаты на основе всеобщих выборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок прекращения или отрешения от исполнения своих должностных полномочий.
Согласно части 2 ст. 3 Федерального Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» [8, Ст. 3466]: «Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, а исключением случаев, предусмотренных частями первой и второй статьи 4 настоящего Федерального закона».
Также одним из важнейших элементов правового статуса депутата Государственной Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат имеет возможность эффективно и беспрепятственно осуществлять свою деятельность.
Среди таких гарантий выделяются:
Можно сделать вывод, что под правовым статусом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации понимается обусловленное социально-политической сущностью общества фактического положение депутата, регламентируемое правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями.
«Определение характера мандата, модели взаимоотношений депутата Государственной Думы с избирателями, - свободный или императивный мандат играет решающая роль при определении правового статуса выборного должностного лица, так как является его (статуса) основополагающим принципом».
В конституционном праве понятие мандата (от лат. Mandatum – поручение) трактуется в двух значениях:
В сущности, депутатский мандат может быть императивным и свободным.
Императивный мандат определяет форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат ответственный перед избирателями, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации. Сущностью императивного мандата является то, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей, несет ответственность перед ними и его могут отозвать избиратели. До реформы избирательной системы конца 90-х годов наказы имели обязательное значение для избранного депутата, депутат не мог отказаться от их исполнения. Но после реформы в конце 90-х гг. пришли к отказу от обязательности наказов, сейчас они (наказы) носят рекомендательный характер. Императивный мандат дает минимальный набор социальных гарантий депутатской деятельности, он характерен только для депутатов представительных органов муниципальных образований.
Свободный (общенациональный) мандат отображает форму взаимоотношений депутата с его избирателями, юридически не связанных с наказами избирателей. При свободном мандате Депутат не может быть отозван избирателями и не несет ответственности перед ними. По закону «О статусе члена совета Федерации и депутата Государственной Думы», депутаты обладают свободным мандатом.
2. Содержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы
Согласно ст. 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3, Ст. 1919], депутаты избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [9, Ст. 2253] право на участие в выборах имеют право граждане, достигшие 18 лет, имеющие полную правоспособность, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеющие на день голосования неснятую или непогашенную судимость.
Согласно части 1 ст.97 Конституции РФ в депутаты Государственной Думы могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 21 год и имеющие право участвовать в выборах.
Депутаты Государственной Думы избираются в соответствии с частью 2 ст. 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», по которому «Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы», то есть депутаты избираются на основе пропорциональной избирательной системе.
«Кандидат в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации должен
либо состоять в политической партии,
либо ходатайствовать о включении
своей кандидатуры в
Часть 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации и часть 2 ст. 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяют, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не допускаются возможности депутатам заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; находиться на государственной или муниципальной службе; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, так же замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации.
Информация о работе Правовой статус депутата государственной Думы Федерального собрания РФ