Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:28, курсовая работа
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации наделены специальным статусом в связи с особенностями своего положения и рода деятельности. Специальные статусы граждан предоставляют им дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные законодательством, которые отличают их от других граждан.
Введение ………………………………………………………………….………… 3
1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы …………… 4
1.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы ……. 4
1.2. Мандат депутата Государственной Думы ………………….…….… 8
2. Содержание правового статуса депутата Государственной Думы……… 10
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы ……....... 10
2.2. Права и обязанности депутата Государственной Думы .................. 13
2.3. Формы деятельности депутата Государственной Думы ................. 20
2.3.1. Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции ............................................................ 21
2.3.2. Работа депутата Государственной Думы с избирателями ......... 24
2.4. Гарантии депутатской деятельности Государственной Думы ........ 26
2.4.1. Иммунитет Депутата Государственной Думы ............................ 27
2.4.2. Депутатский индемнитет ............................................................... 29
Заключение ............................................................................................................... 31
Список использованных источников...................................................................... 32
Такие ограничения введены законодательством в целях предупреждения зависимости депутатов, от каких - либо государственных органов власти или частных интересов других лиц, потому как «получение депутатом дохода, к примеру, от управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным». [39, с. 259]
Депутат Государственной Думы должен быть свободен от влияния других государственных органов, учреждений и прежде всего от исполнительной власти, поэтому не допускается служба депутата в органах или аппарате исполнительной или судебной властей.
В случае если кандидат,
отказывается от освобождения занимаемой
им должности, несовместимой со статусом
депутата, или не подает приказ в
Центральную Избирательную
Статус депутата Государственной Думы приобретается кандидатом «только на основе выборов, в результате которых и формируется депутатский корпус и благодаря которым он в своей совокупности и приобретает качества субъекта права, который наделяется избирателями возможностью осуществлять власть народа через представительный орган власти». [25, N 18]
2.2. Права и обязанности депутата Государственной Думы
Полномочия депутата Государственной Думы – это «определенные права и обязанности, выступающие в качестве компетенции соответствующего представительного органа, закрепленные в действующем законодательстве, которое определяет и правосубъектность данных органов». [25, N 18]
Депутат Государственной Думы наделяется данными полномочиями со дня избрания его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и прекращаются со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.
Основные права депутата Государственной Думы:
В соответствии с регламентом Государственной Думы право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) предложений о разработке и принятии новых федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ, либо о признании этих законов утратившими силу;
в) поправок к законопроектам.
Часть 2 ст. 11 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и ст. 134 Конституции Российской Федерации устанавливаю право вносить положения о поправке и пересмотре положений Конституции Российской федерации группой, численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
В соответствии с частью 3 ст. 12 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» участие депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии обязательно и является его обязательностью.
Принимая участие в соответствующих заседаниях, депутат Государственной Думы может участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки – реализовать предоставленные ему права.
Но если, депутат не входит в состав согласительной или специальной комиссии, он также вправе участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.
На заседаниях
при голосовании депутат
Каждое заседание в Государственной Думе начинается с обязательной регистрации каждого депутата, которое проводит Председатель заседания.
Депутат Государственной Думы в случае невозможности присутствовать на заседании, обязан заблаговременно проинформировать и составить депутатский бланк на имя руководителя фракции, либо на имя Председателя комитета, комиссии, либо на имя Председателя Государственной Думы с указанием причины и временем отсутствия и распоряжением, которое носит распорядительный характер голоса депутата при голосовании по вынесенному вопросу.
Парламентский запрос (англ., фр. Interpellation) – это принятие в установленном порядке обращение палаты Федерального Собрания РФ к Председателю или членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального Банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного Фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ с требованием предоставить информацию или разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
Согласно Регламенту Государственной Думы проекты парламентского запроса, заявления и обращения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов. Если имеются письменные поправки к проекту постановления Государственной Думы, внесенному на рассмотрение, то они большинством голосов от общего числа депутатов, могут быть приняты за основу. Внесенные письменные поправки к проекту постановления Государственной Думы должны быть обсуждены и проголосованы.
В соответствии с частью 3 ст. 13 Федерального Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должен дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ) или письменной форме не позднее 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ срок.
Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
В отличие от
парламентского запроса депутатский
запрос может быть направлен депутатом
Государственной Думы тем же должностным
лицам самостоятельно и без оглашения
на заседании соответствующей
И при депутатском запросе ответ от запрашиваемого должностного лица должен прийти не позднее 30 дней со дня получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок, в письменной форме и подписанный должностным лицом, либо временно исполняющим его обязанности.
Согласно ст. 38 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации процедура рассмотрения вопроса с участием должностных лиц, согласно перечню части 3.1. настоящей статьи, вносится Комитетом Государственной Думы.
Постановление
о времени, дате заседания, а также
содержание рассматриваемого вопроса
устанавливается
Также Регламентом Государственной Думы предусмотрен «правительственный час», то есть время для ответов должностных лиц на вопросы депутатов. Как правило, он проводится 2 раза в месяц по средам с 12 часов 30 минут до 14 часов. Государственная Дума вправе пригласить федеральных министров, иных должностных лиц в соответствии с рассматриваемыми вопросами.
Приглашение производит Председатель Государственной Думы не позднее, чем за 10 дней до его проведения. В случае не возможности присутствия должностного лица, он не позднее, чем за 5 дней должен известить Председателя с указанием причины и (или) указанием должностного лица, которое может его заменить.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» данное право должно применяться лишь по вопросам деятельности руководителей и других должностных лиц федеральных округов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Депутаты Государственной Думы обеспечиваются, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и иными государственными и общественными объединениями.
Депутат Государственной думы «имеет право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации; должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с парламентской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне».
[28, с. 469]
Основные обязанности депутата Государственной Думы:
Согласно ст. 45 Регламента Государственной Думы выступающий в Государственной Думе не вправе употреблять в своей речи оскорбительные, грубые выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
Если депутат
нарушает требования настоящей статьи,
то председательствующий предупреждает
выступающего, а в случае повторного
нарушения, то его лишают права выступления
в течение всего заседания, или
ввиду нарушения указанных
Также депутат должен соблюдать правила ведения заседания:
Данная обязанность
устанавливается Федеральным
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера могут представляться для опубликования в средствах массовой информации.
Если депутат не представил сведения о своих доходах, о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, то это является правонарушением, влекущее освобождение от занимаемой должности, либо к дисциплинарной ответственности.
Согласно части 10 федерального Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами РФ, подлежит опубликованию в официальной печати издания Федерального Собрания, в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».
2.3. Формы деятельности депутата Государственной Думы
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» формой деятельности депутата является:
Информация о работе Правовой статус депутата государственной Думы Федерального собрания РФ