Правовой статус судьи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотреть конституционно - правовые особенности статуса судей в Российской Федерации и сформировать общие выводы по теме курсовой работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику судебной власти и правового статуса судей в Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки назначения;
3. Рассмотреть основные гарантии, предоставляемые судьям;
4. Выявить проблемы правового статуса судей;
5.Рассмотреть перспективы развития судебной системы в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_.docx

— 55.26 Кб (Скачать файл)

По служебному удостоверению судья бесплатно пользуется на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Помимо того судьи обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием. В ст. 20 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закреплен комплекс мер социальной защиты судей и членов их семей. Так, жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

На органы государственного страхования возложена обязанность выплачивать страховые суммы в случаях:

  1. гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, — его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;
  2. причинения судье увечья или иного повреждения здоровья исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере трехлетней заработной платы судьи;
  3. причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере годовой заработной платы судьи.

Кроме того после причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно будет выплачиваться возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи. Однако пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, в счет возмещения этого вреда засчитываться не будут. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию. После гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно должно выплачиваться возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов. Данный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.  В полном объеме подлежит возмещению также ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи23.  

 

Глава 3. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации

 

Существование судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной, - признак демократического государства. обособление судебной власти от иных государственно властных структур свидетельствуют о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, торжества идей свободы и справедливости. Поскольку основным назначением судебной власти является охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц, оно не возможно без предания лицам, осуществляющим правосудие (судьям) особого, гарантированного государством, и охраняемого им статуса.

Так как, вместе с законодательной и исполнительной властями судебная власть включена в систему народовластия она обеспечивается реализацией важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина не только по отношению к субъектам на которых она распространяется , но и на тех, кто призван по закону ее отправлять.

Основным, закрепленным в Конституции Российской Федерации, принципом судебной власти является то, что она « не может осуществляться каким-либо другим органом кроме суда ни при каких условиях» (ст. 118 Конституции РФ)24.

Специфика судебной власти закреплена не только в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий, но и в особой, свойственной только ей, форме обеспечения гарантий независимости и неприкосновенности лиц, ее осуществляющих.

Являясь важным объектом правового регулирования судебная система Российской Федерации имеет обширный правовой базис, ядро которого образуют нормы Конституции, содержащиеся в главах 1, 2 и главным образом в главе 7, которая так и называется – « Судебная система». Совокупность этих норм составляет конституционные основы судебной власти, и направления реформирования судебной системы Российской Федерации.

С принятием нового федерального конституционного законодательства, а также внесением поправок и дополнений в ранее действовавшее законодательство, касавшегося судоустройства в РФ, в значительной мере был дан толчок к развитию судебной системы России на качественно новом демократическом уровне.

Среди новых, ранее не ведомых России органов судебной власти следует отметить создание Конституционного Суда РФ. « В настоящее время Конституционный Суд РФ, наряду с высшей законодательной и представительной властями, Президентом РФ, является одним из основных звеньев государственной власти. Он выполняет функцию высшего арбитра, чьи решения обязательны к неукоснительному исполнению, в случаях конфликтов между двумя другими ветвями власти, а также ветвями власти и Президентом».

Впервые на уровне Конституции закреплен ряд прав граждан в сфере правосудия25:

  1. право на доступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях (ч.1 ст.46);
  2. право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч.1 ст.47);
  3. право на участие в осуществлении правосудия (ч.1 ст.11 и ч.1 ст.47);
  4. право на пересмотр приговора суда первой инстанции вышестоящим судом (ч.3 ст.50);
  5. право на рассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.47).

Осуществление этих задач, стоящих перед судебной системой Российской Федерации невозможно без реформирования принципов ее функционирования и деятельности. В основе реформирования судебной системы лежит не только организационное переустройство основных звеньев, но и закрепление и, в главной степени, соблюдение принципов, гарантирующих права лиц, осуществляющих судебную власть в государстве - судей.

Основными новеллами, которые были введены в Российское законодательство с принятием новой Конституции стали принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судей в их деятельности. Именно соблюдение этих принципов позволило в дальнейшем гарантировать развитие судебной системы и правосудия в истинно демократических целях, цивилизованных рамках, свойственных странам с уже устоявшимися демократическими традициями.

Согласно действующей Конституции, законам, регламентирующим отправление судебной власти в Российской Федерации принцип независимости судей означает, что они осуществляют судебную власть помимо чьей- либо воли, подчиняясь только Конституции и закону26.

Конституционные новеллы, связанные с правами граждан в сфере правосудия, лежат на пересечении двух взаимосвязанных тенденций: совершенствовования юридического механизма защиты прав человека и гражданина и усиления судебной власти в государственной системе. Обе тенденции в полной мере отвечают курсу на формирование правового государства в России. Именно суд в современных условиях призван стать основным юридическим средством, гарантирующим права и свободы, как граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в России. Закрепляя возможность использования для защиты прав и свобод человека всех способов, не запрещенных законом (ст. 45), Конституция акцентирует внимание на универсальность судебной реформы, снимает преграды на пути ее использования для обеспечения конституционных прав и свобод.

Правоприменительная и правозащитная практика показывает, что статус судей нуждается в изменении, что нынешний статус не позволяет эффективно и ответственно функционировать судебной власти в нашей стране27.

 

Заключение

 

Тема моей курсовой работы имеет широкое распространение. Но, к сожалению, полностью показать все аспекты конституционно-правового статуса судей  не позволяет объём курсовой работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, мне удалось раскрыть понятие и принципы конституционно-правового статуса судей, рассмотреть гарантии независимости судей в системе их правового статуса и выявить проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной власти в Российской Федерации.  И теперь на основании проделанной работы можно сделать выводы:

Во-первых, конституционно-правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия. 

Во-вторых, знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

В-третьих, взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.

В-четвертых, система прав и обязанностей судей - как субъектов отправления правосудия в Российской Федерации строится на объективной и научно упорядоченной основе, что способствует становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.

Так же следует отметить, что главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье. Судья прежде всего должен понимать место каждого юридического явления в правовой системе. Судья должен быть сильной личностью, обладать положительными навыками общения с людьми, быть независимым на благо людей. При этом независимость судьи не должна быть его привилегией. Судья должен быть справедливым.

В соответствии с Европейской хартией о статусе судьи, статус судей означает обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых любой человек законно ожидает от судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.

Он исключает любое положение и любую процедуру, способные поколебать доверие к этой компетентности, независимости и беспристрастности.

При исполнении своих полномочий судья должен проявить расположение и уважение к людям, следя за поддержанием высокого уровня компетенции, которого при любых обстоятельствах требует вынесение приговора по делам, того приговора, от которого зависит гарантия прав личности, и за тем, чтобы хранить тайны, сохранность которых доверена ему по закону28.

 

 

Список использованной литературы

    1. Нормативно – правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). // Российская газета. 1993. N 237. 25 декабря.
  2. Федеральный Конституционный Закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005). // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
  3. Федеральный Конституционный Закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 04.12.2006). // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.
  4. Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.02.2007). // Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
  5. Федеральный закон от 10.01.1996 N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004). // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 144.
  6. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007). // Собрание законодательства РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
  7. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональным образовании"
  8. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
  9. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007). // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г N 684 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 10. - Ст. 1091; 2006. - N 13. - Ст. 1360; 2006. - N 38. - Ст. 3975; 2006. - N 43. - Ст. 4480; 2007. - N 13. - Ст. 1530; 2007. - N 23. - Ст. 2752.

 

    1. Судебная практика

 

  1. О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях её развития и совершенствования: Постановление VII Всероссийского Съезда судей от 4 декабря 2008 г. // Российский судья. - 2009. - №12. - С. 10-14.
  2. Постановление ВС РФ от 13.05.1993 N 4960-1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и положения о квалификационной аттестации судей» (ред. от 14.03.2002). // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 856.
  3. Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2003 N 67-Г03-5 В случае если квалификационная коллегия судей рекомендует одного из претендентов на должность судьи, то такое решение может быть обжаловано в судебном порядке в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, но не по существу принятого решения.

Информация о работе Правовой статус судьи в Российской Федерации