Правовые основы защиты государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Правовые основы защиты государственной тайны….………………4
1.1 Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России…………………...………………………...4
1.2 Нормативно-правовые основы в области защиты государственной тайны……………………………………………………………………………8
1.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития ….………………………………………….12
2 Практические задания…………………………………………………………18
2.1 Задание №9….………………..…………………………………………..18
2.2 Задание №29………………………………………………………….…..19
2.3 Задание №39………………………………………..……………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная по праву.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

своему совершенствовалась, однако в целом все более отставала  от

потребностей общественного развития. В результате затрудненность возможности  оперативного обмена информацией о новых научных и промышленных разработках начала приносить ощутимый вред:

 одновременно финансировались  по нескольку аналогичных проектов  в разных отраслях промышленности; предприятия, производящие товары  народного потребления, оставались без технологической подпитки со стороны военно-промышленного комплекса. Поэтому режим секретности становился одним из тормозов научно-технического прогресса.

 

    1. Нормативно-правовые основы в области защиты государственной тайны

 

Вопросы обеспечения безопасности государства в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и являются предметом деятельности федеральных органов государственной власти. Распределение функций между федеральными органами государственной власти определено в гл. 4 - 7 Конституции Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О государственной  тайне", имеющий конституционную  основу (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ), конкретизирует деятельность федеральных органов  государственной власти в области обеспечения безопасности государства в части защиты государственной тайны. В этом же Законе, в ст. 2, определены сведения, которые относятся к государственной тайне, - это "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".

Вопросы отнесения тех или иных сведений к государственной тайне  всегда были и остаются одними из актуальных потому, что этими вопросами юридическая наука занималась пока мало. Главное же - это то, что указанные вопросы затрагивают основные конституционные ценности, сформулированные в ст. 2 и 29 Конституции Российской Федерации. В этой связи законность отнесения сведений к государственной тайне имеет особую значимость.

Статьей 9 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" определен  порядок отнесения сведений к  государственной тайне, согласно которому:

"Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.


Обоснование необходимости отнесения  сведений к государственной тайне  в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).


Отнесение сведений к государственной  тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну,

определяемым настоящим  Законом, руководителями органов государственной  власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной  тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области  засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органами государственной  власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к  государственной тайне, разрабатываются  развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием".

В соответствии с этой статьей Закона руководители органов  государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне:

- рассматривают обоснованные предложения по отнесению сведений к государственной тайне, представленные органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями;

- принимают решения  об отнесении сведений к государственной  тайне и несут персональную  ответственность за принятые решения;

- разрабатывают развернутые  перечни сведений, подлежащих засекречиванию  в отрасли (министерстве, ведомстве), с указанием степени секретности  сведений, по отношению к которым  эти министерства, ведомства наделены  полномочиями по распоряжению;


- вносят предложения в межведомственную  комиссию по защите государственной  тайны для формирования открытого  общегосударственного 

Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.

Вместе с этим необходимо отметить, что отношение ученых и исследователей к действующему порядку отнесения сведений к государственной тайне неоднозначно. Значительная часть из них поддерживает этот порядок и придерживается следующего взгляда. Так, по мнению М.А. Вуса, А.В. Федорова, А.Л. Балыбердина, ст. 9 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" сохранила существовавший и до принятия Закона перечневый метод отнесения сведений к государственной тайне. Вместе с тем существенным отличием заложенных в указанном Законе норм от практики, существовавшей до его принятия, является установленная Законом трансформация общегосударственного Перечня. Этот Закон устранил прежде всего существовавшую раньше "коллективную безответственность" в этой области государственных отношений, установив персональную ответственность конкретных должностных лиц за принятие решений по отнесению сведений к государственной тайне. В общегосударственный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, теперь включаются сведения, уже отнесенные в установленном порядке к государственной тайне полномочными должностными лицами. За ними сохраняется ответственность за обоснованность установленной степени секретности конкретных сведений.

С другой стороны, в соответствии со ст. 5 Закона о государственной  тайне многие из конкретных сведений, определяющих систему защиты государственной тайны, сами по себе составляют государственную тайну, поэтому помещение конкретных сведений в Перечень сведений, составляющих государственную тайну, или в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, с оценкой степени их секретности привело бы к необходимости их засекречивания, что абсолютно недопустимо, исходя из их предназначения и необходимости обнародования.

Правомерность ограничения  прав граждан и должностных лиц, связанных с секретностью упомянутых развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, подтверждается содержанием двух статей Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Учитывая, что ряд развернутых перечней содержит сведения, составляющие государственную тайну, единственно законным способом реализации прав граждан, определенных упомянутой ст. 29, является порядок, изложенный в Законе Российской Федерации "О государственной тайне" (ст. 21), включающий процедуру оформления на них допуска к государственной тайне на добровольной основе. Вместе с тем допущенные к государственной тайне граждане и должностные лица в

соответствии со ст. 24 упомянутого Закона могут быть ограничены в своих правах, в том числе  и в праве на распространение  сведений, составляющих государственную  тайну.

Сложнее обстоит дело в отношении подхода в целом  к отнесению сведений к государственной тайне. Здесь мнения ученых и исследователей разделились. По мнению В.А. Четвернина: "Конституция однозначно устанавливает: "Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом" (ч. 4 ст. 29 Конституции). Это конституционное положение не допускает дискреционные полномочия исполнительной власти по определению перечня сведений, составляющих государственную тайну. Однако согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной тайне", принятого до вступления в силу Конституции, право решать, какие сведения являются государственной тайной, частично передано исполнительной власти: межведомственная комиссия по защите государственной тайны, состав которой по представлению Правительства утверждает Президент РФ, формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Указанный Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Таким образом, существующий порядок ограничения свободы информации по мотивам государственной тайны является неконституционным".

Действительно, на первый взгляд организация отнесения сведений к государственной тайне, действующая  в настоящий период, основана на делегировании законодательных  полномочий законодательной властью  исполнительной.

Трактуемая буквально, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации исключает делегирование законодательных полномочий в области отнесения сведений к государственной тайне. Она требует, чтобы перечень сведений, составляющих государственную тайну, определялся федеральным законом.

Указанное отношение  исследователей к данному вопросу  поддерживается учеными Т.Д. Зражевской, В.А. Мальцевым, И.Н. Суховым, С.Н. Черновым, Н.Э. Шишкиной, А. Шайо. По их мнению: "Федеральный  закон является единственным видом  нормативных актов, которым государство может ограничить права человека и гражданина".

По словам ряда ученых: "В Конституции РФ 1993 г. о государственной  тайне упоминается в связи  со свободой слова и свободой информации... Эта связка со свободой слова и  информации не случайна. Наличие перечня сведений, составляющих государственную тайну, и способов их охраны - это объективная потребность жизни государства. Но в демократическом государстве она не должна преступать тот предел, когда она превращается в способ ограничения гласности и прав человека".

В этой связи вполне закономерно  возникает вопрос: если границы (структура, объем, содержание и детализация) законодательного акта определяются теми ветвями государственной  власти, для контроля которых он предусматривается, то можно ли считать, что он будет объективным или эффективным?

Однако в Российской Федерации существуют ограничения  на делегированное законодательство, подтвержденные положением ст. 10 Конституции  Российской Федерации, согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

При осуществлении отмеченных изменений соответствующие коррективы должны быть внесены в законодательство по защите государственной тайны.

 

1.3. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

 

Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной  тайны осуществляют:

1. Верховный совет  Российской Федерации, который осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и расходовании выделяемых для этого финансовых средств осуществляют соответствующие постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации. Органы государственной власти, осуществляющие защиту государственной тайны, обязаны представлять указанным комитетам и комиссиям необходимую информацию. Предоставление органами государственной власти сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органы федеральной  исполнительной власти, к которым  относятся: Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах, которые обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в  аппаратах Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.

3. Генеральный прокурор  Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, осуществляют надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений.

Информация о работе Правовые основы защиты государственной тайны