Правовые основы защиты государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Правовые основы защиты государственной тайны….………………4
1.1 Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России…………………...………………………...4
1.2 Нормативно-правовые основы в области защиты государственной тайны……………………………………………………………………………8
1.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития ….………………………………………….12
2 Практические задания…………………………………………………………18
2.1 Задание №9….………………..…………………………………………..18
2.2 Задание №29………………………………………………………….…..19
2.3 Задание №39………………………………………..……………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная по праву.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что  федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 29, часть 4). Исходя из этого законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.

Согласно статье 1 Закона РФ "О государственной тайне" его положения обязательны для  исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Обязанность соблюдать  законодательство о государственной  тайне вытекает из общеправовой обязанности  органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (статья 15, часть 2, Конституции РФ). Следовательно, статья 1 Закона РФ "О государственной тайне", воспроизводящая применительно к определенной сфере общественных отношений требования статей 15 (часть 2) и 29 (часть 4) Конституции РФ, соответствует ее положениям.

Допуск должностных  лиц и граждан к государственной  тайне осуществляется в добровольном порядке по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации после проведения соответствующих проверочных мероприятий. Цель такой проверки - выявление обстоятельств, которые в соответствии со статьей 22 данного Закона могут служить основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне согласно части второй той же статьи может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Такой порядок, призванный обеспечивать сохранность государственной  тайны, в основе своей соответствует целям, указанным в статьей 55 (часть 3) Конституции РФ. Исходя из буквального смысла статьи 21 Закона РФ "О государственной тайне" устанавливаемый ею порядок носит характер общего правила, не исключающего, однако, возможности использования иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны, само существование которых обусловлено, в частности, особенностями статуса отдельных категорий лиц, вытекающего из Конституции РФ или непосредственно предусмотренного законом. В этой связи предписания статьи 21 о порядке допуска к сведениям, составляющим государственную тайну не могут быть распространены, например, на депутатов Федерального Собрания или судей, поскольку это противоречит природе их конституционного статуса.

 

2 Практические задания

 

2.1 Задание №9

 

Что относится к административным правонарушениям?

  • Опоздание на работу инженера Гуревича на 27 минут.
  • Засорение гражданином Тарабриным части территории парка "Сокольники" бытовыми отходами и отбросами.
  • Неоказание необходимой помощи врачом Гуськовым гражданину Парахину, находящемуся в опасном для жизни состоянии.
  • Управление Зиминым автомашиной "Москвич-412" в состоянии опьянения.

Решение: согласно гл.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из представленных в задании  правонарушений к административным относятся: управление Зиминым автомашиной  "Москвич-412" в состоянии опьянения и засорение гражданином Тарабриным части территории парка "Сокольники" бытовыми отходами и отбросами.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, гл.27 ст.27.12, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, гл. 8 ст.8.2, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По отношению к Гуськову, работающему врачом, но не сдержавшему  свою профессиональную клятву, будет  применено уголовное наказание, в соответствии с Уголовным Кодексом РФ.

На основании Трудового  Кодекса РФ к гражданину Гуревичу, за опоздание на работу на 27 минут, будет  применено дисциплинарное взыскание.

 

2.2 Задание №29

 

К какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: Свердловская областная дума, Правительство Республики Саха, Замоскворецкий межмуниципальный суд, трибунал Забайкальского военного округа.

Решение: органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты.

Свердловская областная  дума — орган законодательной власти; Правительство Республики Саха — это высший орган исполнительной власти Республики Саха; Замоскворецкий межмуниципальный суд — судебный орган власти; трибунал Забайкальского военного округа. — судебный орган власти.

 

2.3Задание №39

 

Считается ли общим имуществом супругов (которое делится при разводе) новая квартира, которая получена была в собственность одним из супругов во время брака по договору мены его собственной (приватизированной) квартиры на новую?

 

Решение: согласно гл.7 ст34 Семейного Кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Так как один из супругов во время брака обменял собственную  квартиру на новую, следовательно, новая квартира, считается совместно нажитым имуществом, которое при разводе должно быть поделено поровну.

 

 

 

Заключение

 

Государственная тайна - сведения военного, экономического, политического и социального характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняемые законом. Перечень сведений  определяется только федеральным законом.

Доступ должностных  лиц и граждан к государственной тайне возможен только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке, проверочных мероприятий , а также взятии на себя ряда обязательств установленных законом. Чем выше секретность сведений  тем больше объём проверочных мероприятий для допуска ним, а также возрастает количество обязательств для гражданина. У данного человека должно быть гражданство РФ, отсутствие медицинских противопоказаний, судимости, и т.д.

Защита государственной  тайны необходима для обеспечения безопасности как страны в целом, так и отдельных сфер жизни людей и общества (политическая, военная, экономическая, социальная сферы). Необходим строгий контроль за соблюдением и обеспечением государственной тайны и полное засекречивание информации для безопасности.

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Крылова, З.Г. Основы права [Текст]: Учеб. для студ. техн. вузов /  Под ред. З.Г.Крыловой. - М.: Высш.шк., 2000. – 400 с.
  2. Мухаев, Р.Т. Правоведение [Текст]:   Учебник для неюридических вузов и факультетов  / Р.Т. Мухаев. - М.: "Приор-издат", 2003. - 272 с.
  3. Степанова, Т.А. Основы права [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Т.А. Степанова. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.
  4. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
  5. Трудовой кодекс РФ. Все редакции 2002-2005 г. - М: Эксмо, 2005.-208 с.
  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Офиц.текст. По сост. на 20.08.05 г. - М: Велби, 2005.- 320 с.
  7. Конституционное право России [Текст] / под. ред. А.С. Прудникова, В.Н. Афанасенко. – М., 2006. – 687с
  8. «Семейный кодекс российской федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ, принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 03.06.2006.

 

 


Информация о работе Правовые основы защиты государственной тайны