Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа
В правоохранительном блоке белорусского законодательства значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения. Они являются важным элементом механизма правового регулирования, средством укрепления правопорядка в стране.
Введение……………………..………………………………………………….....3
1. Понятие и признаки административного правонарушения……………........5
1.1 Социологическое определение правонарушения.......................................5
1.2 Юридическое определение и признаки административного правонарушения......................................................................................................9
2. Административная ответственность...............................................................18
2.1 Понятие и основные черты административной ответственности..........18
2.2 Понятие административных взысканий и их наложение........................22
3. Причины правонарушений...............................................................................30
3.1 Биологические теории.................................................................................30
3.2 Социологические теории............................................................................33
Заключение.............................................................................................................37
Список использованных источников...................................................................39
Сформулированное понятие отражает специфические признаки (черты) административного правонарушения – его общественную опасность, административную противоправность, административную наказуемость и виновность.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие "деяние". Деяние - это действие, поступок, свершение.[9,с.144] В целом, это акт волевого поведения, который включает в себя два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, рыбной ловли, срыв пломб или печати и др.).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние содержит признаки административного правонарушения.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только административному, но и ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности.[11,с.12] Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.
Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.
Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность- признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу.[5,с.164] В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д.
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 4.3 КоАП РБ).
Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность к сущности такого понятия. Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.[1,с.288]
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект административного правонарушения – это охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение.
В качестве объекта административного правонарушения могут выступают отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, гражданского, трудового, финансового, экологического и т.д. Так, например, производство по делам об административным таможенным правонарушениям ведется в соответствии с КоАП РБ.[16,ст.225]
Законодательством об административных правонарушениях охраняется множество общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизни общества и деятельности государства. Оно имеет задачей охрану общественного строя, социально-экономических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, организаций учреждений, установленного порядка управления и общественного порядка.
В некоторых нормах содержится прямое указание на непосредственный объект состава административного правонарушения. Но существует значительно больше норм, формулировки которых не содержат указаний на непосредственный объект правонарушения.
Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на какой-то один непосредственный объект. Однако известны и административные проступки, наносящие ущерб двум или более непосредственным объектам (например, ст. 18.17 КоАП).
В ряде случаев законодатель называет предмет правонарушения или его отдельные характеристики. Так, в качестве предмета правонарушения в ст.17.7 КоАП, названы порнографические материалы, печатные издания, изображения или иные предметы порнографического характера. Следовательно, распространение иных материалов или предметов не образует состава рассматриваемого правонарушения.[12,с.131]
Определяющее значение для квалификации административных правонарушений в ряде случаев имеют указанные в правовой норме признаки предмета: Его качества, свойства, размер и др.
Второй элемент состава правонарушения образует его объективная сторона – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. "Определение объективной стороны правонарушения представляет собой не абстрактное изучение всех причинно-следственных связей между тем или иным фактическим действием (или бездействием) и соответствующими фактическими последствиями, а специально-юридическую квалификацию определенного противоправного деяния, включающего в себя соответствующий юридически вредный результат как определенное правонарушение, предусмотренное действующим правом" [8,с.518]. Объективная сторона — это то, в чем правонарушение получает свое внешнее выражение. Именно по объективной стороне судят и о его авторе. Как отмечал Гегель, "ряд поступков субъекта, это и есть он сам".[4,с.7]
Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии или бездействии. В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей.
Объективная сторона административного проступка может выражаться в совершении однократного (простого) действия или в совершении нескольких действий, которые могут включать в себя два или более тождественных действия. Совершение нескольких таких действий является обязательным признаком соответствующего состава. Единичное действие не признается правонарушением.
В административном праве встречаются еще так называемые делящиеся правонарушения. Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное ст.2.1 КоАП РБ, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.
Факультативными признаками объективной стороны состава административного правонарушения являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства совершения деяния.
Третий элемент состава правонарушения — его субъект. Признаки, определяющие субъект административного правонарушения можно разделить на общие и специальные.
Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица. В соответствии со ст.4.3 КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь: за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1); за мелкое хищение (ст. 10.5); за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9); за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29); за жестокое обращение с животными (ст. 15.45); за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58); за мелкое хулиганство (ст. 17.1); за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая - третья, пятая ст. 18.3); за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. 18.4); за нарушение правил пользования транспортным средством (ст.18.9); за нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.10); за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.34); за повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19.4); за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст. 19.7); за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46); за незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. 23.47).
Вменяемость лица — второй обязательный признак субъекта административного проступка. Согласно ст.4.4 КоАП РБ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.
Специальные признаки отражают либо особенности должностного положения лица (должностное лицо; лицо, ответственное за соблюдение определенных правил), либо семейное положение (родители), либо иные особенности правового статуса лица, прямо указанные в правовой норме, формулирующей состав административного правонарушения (военнообязанные, иностранные граждане и др.).
Согласно ст.3.5 КоАП РБ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Наконец, четвертый элемент состава — субъективная сторона правонарушения, которая характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина. Вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям.[13,с.84] Вина может проявляться в форме умысла и неосторожности. В свою очередь, умысел может быть прямым или косвенным. Прямой умысел имеет место тогда, когда субъект предвидит наступление тех или иных результатов своих действий и желает их наступления. С косвенным умыслом мы сталкиваемся тогда, когда правонарушитель, предвидя результаты своих поступков, наступления их не желает, но сознательно их допускает.
При неосторожности в форме небрежности лицо не предвидело вредных последствий своих действий, хотя по обстоятельствам дела должно было их предвидеть. В случае неосторожности в форме самонадеянности правонарушитель предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих поступков, но легкомысленно надеяться их предотвратить.
Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения является цель, т.е. существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая правонарушение.
Таким образом, мы приходим к выводу, что только при наличии в том или ином деянии всех четырех элементов состава административного правонарушения данное деяние может быть квалифицированно как административное правонарушение.
В механизме обеспечения правопорядка, дисциплины и законности важную роль играет административная ответственность, которая стимулирует к надлежащему выполнению обязанностей, соблюдению установленных правил, способствует предупреждению правонарушений.
Наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.