Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:50, диссертация

Краткое описание

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность в том числе и правоохранительная, включает в себя, средство, результат и сам процесс деятельности.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права. Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

Вложенные файлы: 1 файл

«Правоохранительные органы».doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

Устранение этого пробела, т.е. наделение  Общественной палаты РФ возможностью применять меры юридической ответственности, должно осуществляться путем внесения ряда поправок как в Федеральный  закон «Об Общественной палате Российской Федерации», так и в другие федеральные законы, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Изменение законодательства в этом направлении невозможно без решения, по крайней мере, двух взаимосвязанных  проблем.4) Каким видом юридической ответственности может и должна быть наделена Общественная палата РФ как правоохранительный орган?

5) В связи с наделением Общественной палаты РФ правом применения мер юридической ответственности (а значит – наделением ее реальной властью) какую (понятно, что повышенную) ответственность должны нести ее члены? Должна ли эта ответственность быть аналогичной ответственности чиновника или чем-то отличаться?

На эти, а также многие другие вопросы, которые неизбежно возникнут  при логичном законодательном оформлении и систематизации в Федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации» всех признаков правоохранительной деятельности, еще предстоит ответить ученым и законодателю.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об  Общественной палате Российской Федерации» законодателем была предпринята попытка установить правовой статус Общественной палаты РФ. Правительство РФ в своем заключении от 30 ноября 2004 г. № 5530п-Ш5 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая согласно ст. 1 и 26 законопроекта служит формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, имея при этом аппарат в форме государственного учреждения. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата РФ призвана обеспечивать взаимодействие граждан  Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях:

3) учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации;

4) защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данная норма служит продолжением (конкретизацией) закрепленного в  ч. 1 ст. 32 Конституции РФ права граждан  Российской Федерации участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей. Вместе с тем, закрепление конкретных целей такого взаимодействия граждан с государством, а также сам факт создания этого органа «сверху» свидетельствуют о том, что государство осознало необходимость всячески способствовать созданию гражданского общества в России, хотя бы путем «взращивания» некоторых его элементов.

        1. Понятие и характеристика частной детективной деятельности.

Частная детективная и охранная деятельность - новый вид негосударственной  правоохранительной деятельности, которая  определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Содержание этой деятельности - оказание услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану их имущества и других законных интересов - считается по существу такой же деятельностью, которая свойственна государственным правоохранительным органам. Принципиальное отличие состоит в том, что деятельность частных детективных и охранных служб:

« предпринимательская, рассчитанная на поддержку частной инициативы, осуществляется на коммерческой основе, имея в виду получение прибыли  теми, кто ею занимается;

32. направлена на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам путем заключения соответствующих соглашений, предусматривающих надлежащую оплату таких услуг;

проводится лицами, на которых не распространяется действие законов, закрепляющих правовой статус работников право охранительных  органов, и не имеющими права/осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных органов. Правовыми основами частной детективной И охранной деятельности служат Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.

Законом РФ от •11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» регламентированы порядок ее организации и ведения, создание и компетенция частных детективных и охранных предприятий, полномочия частных детективов, государственный контроль в этой сфере.

В соответствии с упомянутым законом  частная детективная и охранная деятельность осуществляется в целях сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

 сбор сведений по гражданским  делам на договорной основе  с

участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для  деловых переговоров, выявление  некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской  деятельности фирменных знаков и  наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или  предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам  на договорной основе с участниками  процесса. В течение суток с  момента заключения контракта с  клиентом на сбор таких сведений частный  детектив обязан письменно уведомить  об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях, охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

защита жизни и здоровья граждан;

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатация средств охранно-пожарной сигнализации;

 консультирование и подготовка  рекомендаций клиентам по вопросам  правомерной защиты от противоправных  посягательств; 

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса  частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные ранее.

Законом установлено, что частную сыскную (детективную) деятельность могут осуществлять как предприятия, так и отдельные граждане-частные детективы, частная охранная деятельность осуществляется только предприятиями.

        1. Организация частной охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Действия частных детективов включают устный опросчграждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

При осуществлении частной сыскной  деятельности допускается использование  видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих  вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных  с опасностью для их жизни и  здоровья, им разрешается использование  специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством РФ.

Лицензия на частную детективную  деятельность выдается органом внутренних дел. Гражданин, претендующий на получение  лицензии, обязан лично предъявить анкету и фотографию, медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Лицензия не выдается: гражданам, не достигшим возраста 21 год; гражданам, состоящим на учете в органах  здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления; гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим основаниям; бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно  информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием  мотивов отказа. Это решение или  нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Законом Остановлены ограничения  в сфере деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается:

скрывать от правоохранительных органов  ставшие им известными факты готовящихся  или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с  личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под  угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство  и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или  вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях  вопреки интересам своего клиента  или в интересах третьих лиц;

передавать свою лицензию для использования  ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность. Сыскная деятельность может проводиться как индивидуально, так и в рамках соответствующих частных детективных предприятий (объединений). Такие объединения обязаны получить лицензию и имеют статус юридического лица. Обязательным требованием к их руководителям является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно  информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Контроль за частной детективной  и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных законами и иными, правовыми актами РФ.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Надзор за исполнением законов, регулирующих частную детективную  и охранную деятельность, осуществляет Генеральный про-0курор РФ и подчиненные  ему прокуроры.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

        1. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность адвоката.

Нормативно-правовое регулирование  адвокатской деятельности основано на положениях Конституции России, имеющих в системе правовых норм высшую юридическую силу, и нормах международного права. Основным актом, регулирующим адвокатскую деятельность на территории России, является Закон об адвокатуре. Он представляет собой нормативный правовой акт, в котором в концентрированном виде содержатся основные правила организации адвокатуры как системы независимых органов, устанавливаются основные права и обязанности адвоката, закрепляется процедура приобретения статуса адвоката, определяется порядок функционирования органов адвокатского сообщества. Деятельность адвокатуры может регулироваться и иными федеральными законами. Это прежде всего кодифицированные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок судопроизводства, в т.ч. и деятельность адвокатов как участников процесса - Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, нормативная база регулирования адвокатской деятельности включает в себя принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, нормативных правовых актов субъектов РФ.

Информация о работе Правоохранительные органы