Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, реферат
Право собственности, основной институт любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих состояние присвоенности (принадлежности) вещей — средств производства и результатов труда — за отдельными лицами или коллективами и основанные на этом правомочия владения, пользования и распоряжения ими указанными вещами. Закрепленная законом мера возможного поведения собственника — это П. с. как субъективное право. Собственник добровольно или в принудительном порядке, предусмотренном законом, может быть временно ограничен в осуществлении правомочие владения, пользования и распоряжения вещью.
Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие права собственности на природные ресурсы……………..5
2. Право государственной собственности на природные ресурсы…...7
3. Право муниципальной собственности на природные ресурсы……11
4. Право частной собственности на природные ресурсы…………….13
Заключение……………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………….18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Факультет юридический им. М.М. Сперанского
Специальность/направление подготовки юриспруденция
Специализация государственно-правовая
Реферат
на тему:
«Право собственности на природные ресурсы»
Автор работы:
студент 4 курса
очной формы обучения
Ф.И.О. Орквасов Азамат Артурович
подпись_______________________
Руководитель работы:
к.ю.н., доцент Кирсанов Алексей
Николаевич
Оценка________________________
Москва 2013г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
права собственности на
2. Право государственной
собственности на природные
3. Право муниципальной
собственности на природные
4. Право частной
собственности на природные
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….18
Введение
Общественное природопользование в широком смысле рассматривает все формы взаимосвязи и взаимодействия индивида, производственных единиц, социальных групп и других хозяйствующих субъектов с окружающей средой. В связи с реорганизацией отношений собственности на природные ресурсы в целом и земельные ресурсы в частности повсеместно наблюдаются процессы отчуждения и приватизации земель, которые прежде служили для удовлетворения разнообразных потребностей населения в рекреации и других видах природопользования. Вместе с тем не регулируемая деформация процессов общего природопользования может сопровождаться и зачастую сопровождается такими негативными явлениями, как сужение природно-экологической базы для обеспечения материальных, духовных потребностей населения в плане общения с окружающей природной средой и общественного природопользования.
С учетом сказанного в настоящее время становиться актуальной задача изучения право собственности на природные ресурсы.
Содержание практически любого права проявляется в наличии либо отсутствии в нем компонента свободы, то есть определенных социальных возможностей. Свобода строится на возможности осуществлять человеком свои действия вне зависимости от каких-либо в основном внешних условий, исходя из своих убеждений и желаний и при обязательном наличии у него воли, а воля по своей сущности – всегда свободная воля.
Стабилизирующую роль должна выполнять трансграничная сеть природных территорий с определенным режимом их использования, которая могла бы устойчиво функционировать как единое целое, предотвращая деградацию ландшафтов.
В течение тысячелетий человек в своей деятельности использует естественные богатства и блага, созданные природой, т.е. природные ресурсы. Природные ресурсы – совокупность объектов живой и неживой природы, используемых или потенциально пригодных для использования человеком. На протяжении столетий природные ресурсы являлись и продолжают оставаться основой экономического роста нашей страны.
Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения свободных земельных угодий для осуществления производственного инвестирования, обеспечения водными ресурсами, лесными массивами, полезными ископаемыми и т.д. Важным позитивным фактором при этом будет максимальная приближенность производственных объектов к природно-сырьевым ресурсам.
Известно, что различные виды человеческой деятельности требуют различного инфраструктурного обустройства. Наименее требовательными к оснащенности остаются лесная, сельскохозяйственная деятельность, то есть типичные для доиндустриальной стадии развития. Значительно возрастают требования и по масштабам, и по видам инфраструктуры с развитием промышленной деятельности и с высокой концентрацией населения в городах (то есть на стадии индустриального роста).
Развитие отношений природопользования оказывает влияние на экономический рост государства. В условиях реформируемой экономики сложился рынок природных ресурсов, связывающий потребителей и производителей, позволяя первым получать желаемые блага, а вторым — доход от продажи товаров и услуг. Природные ресурсы отдаются в пользование за определенную плату и становятся факторами производства, принося владельцу доход - ренту.
В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, природных ресурсов по их удовлетворению. Исследуя воздействие человеческой деятельности на природу, стоит уделить внимание и такому институту как право собственности на природные ресурсы.
1. Понятие права собственности на природные ресурсы.
Нормы Конституции Российской Федерации являются базой для других отраслей права и играют ведущую роль в общей правовой системе. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о многообразии форм собственности в Российской Федерации, отнеся вопросы собственности на природные ресурсы к основам конституционного строя.
Право собственности на природные ресурсы выделяется наличием особых конституционных норм, отличающих природные ресурсы от иных объектов права собственности, как имеющих особую значимость для общества и государства в целом, являющихся основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Россия обладает крупнейшими в мире запасами природных ресурсов и доходы, получаемые от их использования, во многом определяют выполнение государственного бюджета и обеспечение прав и социальных гарантий ее граждан. В соответствии с основными положениями государственной стратегии по охране окружающей среды и устойчивому развитию Российской Федерации, обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом являются обязанностью государства.
В период продолжающейся правовой реформы, изменения отношений собственности, наличия неутешительных результатов проведенной приватизации основных средств производства, острым становится вопрос о распространении института частной собственности и на природные ресурсы России. При этом недостаточно исследованными остаются вопросы о юридической сущности и конституционно-правовом статусе понятия «природные ресурсы», как объекта права собственности, его отличии от законодательно установленного понятия «природные объекты», роли государства, как субъекта права собственности на природные ресурсы.
Конституция Российской Федерации относит вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами к предметам совместного ведения. В условиях продолжающегося становления и развития федеративных отношений требуется научный анализ существующей законодательной практики и возможных путей решения вопросов о разграничении государственной собственности на природные ресурсы и обеспечении государственного управления этой собственностью с учетом общегосударственных задач и интересов народов, проживающих на территории субъектов Российской Федерации.
Природные ресурсы, как компоненты природной среды, неразрывно связаны с ее качеством и состоянием, что обусловливает необходимость их рационального использования и охраны. В то же время, географическое расположение природных ресурсов, как объектов собственности, не зависит от административно - территориального деления Российской Федерации в силу их природных особенностей и естественного происхождения. В связи с этим необходимо обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, управления государственной собственностью на природные ресурсы в интересах всех народов, проживающих на ее территории, независимо от наличия или отсутствия природных ресурсов на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
Государство в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и иных обстоятельств, в том числе, на пользование природными ресурсами и получение доходов от их использования.
В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в следующих формах собственности:
- частной;
- государственной;
- муниципальной;
- иных формах собственности.
Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.
При этом закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех собственников.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации все формы собственности признаются защищенными равным образом.
Различие в субъектном составе этих форм определяет виды права собственности:
- частная собственность юридически оформляется в виде права собственности граждан и юридических лиц;
- государственная – в виде права собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и права собственности республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (собственность субъектов Российской Федерации);
- муниципальная - в виде права собственности города, района, сельского поселения и иного муниципального образования.
В
настоящее время фактически
Кроме того, недостаточно эффективно осуществляется государственный учет природных ресурсов, как объектов государственной собственности. Не разработан механизм оценки их реальной экономической стоимости, а следовательно, и отчислений от их использования в бюджет государства. Это не обеспечивает возможности эффективного государственного управления собственностью на природные ресурсы, сохранения природно-ресурсного потенциала страны и выполнения государством его социальных функций.
2.
Право государственной
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.
Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.
При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.
Соответственно
к федеральным природным
• земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
• земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;