Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, реферат
Право собственности, основной институт любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих состояние присвоенности (принадлежности) вещей — средств производства и результатов труда — за отдельными лицами или коллективами и основанные на этом правомочия владения, пользования и распоряжения ими указанными вещами. Закрепленная законом мера возможного поведения собственника — это П. с. как субъективное право. Собственник добровольно или в принудительном порядке, предусмотренном законом, может быть временно ограничен в осуществлении правомочие владения, пользования и распоряжения вещью.
Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие права собственности на природные ресурсы……………..5
2. Право государственной собственности на природные ресурсы…...7
3. Право муниципальной собственности на природные ресурсы……11
4. Право частной собственности на природные ресурсы…………….13
Заключение……………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………….18
• иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:
- занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
- предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
- занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.
3.
Право муниципальной
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться:
- пруды, обводненные карьеры на территории поселения;
- земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
- пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района (ст. 50).
Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов (ст. 51).
Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 Земельного кодекса РФ. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Если недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, то добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в муниципальной собственности (ст. 1.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах").
Водный кодекс РФ прямо установил право муниципальной собственности на водные объекты. Согласно ст. 8 муниципальной собственностью являются пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, находятся соответственно в собственности муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами.
Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно право муниципальной собственности на леса.
В собственности муниципальных органов могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.
4. Частная собственность на природные ресурсы
Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частности собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. Земельные участки могут быть переданы в частную собственность и на продажу для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.
Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество - средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах - для создания производственной и социальной инфраструктуры.
Заключение
Положения ст. 9 Конституции РФ означают, что при построении системы законодательства в части регламентации отношений собственности на природные ресурсы следует исходить из необходимости дополнения частно-правовых институтов элементами публично-правового воздействия (ограничение оборо-тоспособности природных ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с природопользованием, закрепление системы экологического нормирования и т.п.).
Конституция
установила, что в отношении собственности
на природные ресурсы, как особого объекта
права собственности, в первую очередь
должен превалировать публичный
Провозгласив
принцип равной защиты частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности,
Конституция предусматривает возможность законодательного
При реализации прав собственника, государство, прежде всего, должно исходить из интересов всего общества, необходимости рационального использования, восстановления и сохранения природных ресурсов для настоящего и будущих поколений и учитывать специфику природных ресурсов, как объектов права собственности. Основными специфическими чертами природных ресурсов, как объектов права собственности является то, что природные ресурсы - это изъятые и/или не изъятые из природной среды природные компоненты или их части, к оценке объемов, запасов и изъятию которых приложен труд человека, которые предназначаются для использования их в хозяйственной деятельности, индивидуально определенные и подлежащие обособлению, имеющие государственную регистрацию в качестве объектов собственности. Рациональное использование, сохранение и восстановление природных ресурсов являются предметами коллективного интереса всего общества, обладают общегосударственной значимостью и требует единого государственного управления их использованием. Природные ресурсы имеют естественное происхождение и непосредственную взаимосвязь с состоянием окружающей среды, и тем самым, с обеспечением экологической, а значит и национальной безопасности государства. Именно в интересах всего общества, а также их сохранения и восстановления для настоящего и будущих поколений требуется существенное ограничение прав собственности. Государство должно гарантировать обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на пользование природными ресурсами и получение материальных и иных благ (природной ренты).
Список использованной литературы:
Нормативные акты
1. «Конституция Российской
2. "Водный кодекс Российской Федерации" (ВК РФ) от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 21.10.2013); "Российская газета", N 121, 08.06.2006.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 02.11.2013); "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994; "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
"Гражданский кодекс
4. "Земельный кодекс Российской Федерации" (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 23.07.2013); "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001;
5. "Лесной кодекс Российской Федерации" (ЛК РФ) от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 28.07.2012); "Российская газета", N 277, 08.12.2006
6. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 07.05.2013) "О недрах"; "Российская газета", N 52, 15.03.1995
7. ФЗ от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (ред. от 03.06.2006); Собрание законодательства РФ от 23 июля 2001 г. N 30. Ст. 3060
Учебная литература:
1. Анисимов А. Е., Рыженков А. Я., Черноморец А. П «Экологическое право»: учебник – М., «Юрайт» - 2010., с. 512
2. Боголюбов С. А. «Экологическое право»: учебник – М., «Юрайт» - 2013.,
- с.432.
3. Боголюбов С.А «Защита прав на природные ресурсы»: научно- практическое пособие. – М., «Юрайт» - 2009., с.- 440
4. Пуряева А.Ю. «Экологическое право»: учебник – М., «Юстицинформ» - 2011., - с.312