Принуждение в административном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе мы рассмотрим методы административного права и их роль в системе государственного регулирования в целом.

Исходя из выше сказанного, можно определить основные задачи контрольной работы:

· Разобрать понятия методов административного права.

· Подробно рассмотреть виды методов административного права.

· Разобрав сущность административного регулирования, сделать вывод по данной теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3,

1.Понятие и виды административно-правовых методов……………………4-7,

2.Понятие административно-правового принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения……………………………………...8-11,

3.Признаки административно-правовых нарушений……………………..12-13,

4. Меры административного обеспечения и наказания…………………..14-16,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СЗФ РПА Минюста  России)

 

 

 

 

КАФЕДРА

_____________________________________________________________

(наименование кафедры)

_________________________________

(код направления подготовки (специальности) обучения)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

_____________________________________________

_____________________________________________

(наименование темы или  номер варианта)

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

_______ учебной группы __ курса

_____________________________ (фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

Проверил _______________________

_____________________________

 

                                                                                              (должность, ученая степень, ученое звание)

_______________________________

 

                                                                                              (фамилия, имя, отчество)

 

 

Дата представления

работы на кафедру

«______»__________________20    г. 

 

___________________________         

(подпись студента) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка __________________________ 

 

______________________________

(подпись преподавателя) 

«___» ____________ 20 __г.


 

Санкт-Петербург

20__

 

 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3, 
 
1.Понятие и виды административно-правовых методов……………………4-7, 
 
2.Понятие административно-правового принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения……………………………………...8-11,

 
3.Признаки административно-правовых  нарушений……………………..12-13,

 
4. Меры административного обеспечения и наказания…………………..14-16, 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17, 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18. 

 

ВВЕДЕНИЕ  
 
  
В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего - либо. 
 
Применительно к государственно - управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики. 
 
Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно - управленческой деятельности, достижения её целей. 
 
Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титрировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты. 
 
В данной контрольной работе мы рассмотрим методы административного права и их роль в системе государственного регулирования в целом.  
 
Исходя из выше сказанного, можно определить основные задачи контрольной работы: 
 
·                   Разобрать понятия методов административного права. 
 
·                   Подробно рассмотреть виды методов административного права. 
 
·                   Разобрав сущность административного регулирования, сделать вывод по данной теме.  

 

1.     
Понятие и виды административно-правовых методов. 
 
        Под методом обычно понимают способ или средство достижения поставленной цели. В соответствии с этим административно-правовыми методами являются способы и приемы непосредственного целенаправленного воздействия исполнительных органов (должностных лиц) согласно закрепленной за ними компетенции, в установленных пределах и в определенной форме на подчиненные им органы и граждан  
 
        Методы проявляются в формах управления, через взаимодействие субъектов и объектов управления, сложившиеся между ними связи. В них отражаются воля государства, полномочия юридически властного характера, принадлежащие исполнительным органам. Поэтому методы управления юридически оформлены, закреплены административно-правовыми нормами. 
 
        Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы применения методов. 
 
       В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения. 
 
       Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их. 
 
        Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным. 
 
      Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел. 
 
     Поощрительное воздействие способствует возникновению интереса, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения. 
 

Поощрение может быть: 
 
- моральным (грамота, благодарность), 
 
- материальным (премия, ценный подарок). 
 
- статусным, изменяющим правовой статус гражданина. 
 
Например, присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ" – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение. 
 
      Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу не результативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение. 
 
      Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно -административных и экономических. 
 
      Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно - управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Налицо - прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императивный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти. 
 
       Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно- волевое поведение управляемых. Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением. 
 
       С учётом названных качеств административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, т. е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов -административные. 
 
       Экономические – это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы, т. е. опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д. 
 
      Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим. 
 
Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки: 
 
а) прямое воздействие на волю; 
 
б) директивность, приказной характер; 
 
в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано; 
 
г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных; 
 
д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд; 
 
е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ; 

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности: 
 
а) руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей; 
 
б) управленческие акты управомачивают на определенные действия; 
 
в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения; 
 
г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования; 
 
д) наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий. 

 

 
2.Понятие административно-правового принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения. 

Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового, вследствие этого ему присущи все признаки последнего (оно осуществляется от имени государства, призвано обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время ему характерен ряд особенностей, которые и предопределяют его качественное своеобразие.

 

      Административно-правовое  принуждение является особым  видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану  общественных отношений, складывающихся  преимущественно в сфере государственного  управления. Меры административного  принуждения используются в процессе  реализации исполнительной власти  соответствующими органами и  должностными лицами, что является  результатом проявления их государственно-властных  полномочий.

 

     Всем мерам  административного воздействия  присущ властно-принудительный характер. Данный признак административно-правового  принуждения необходимо выделить  особо, поскольку некоторые авторы  отрицают принудительный характер  ряда мер административного воздействия, например, карантина, таможенного досмотра, отождествляя их с правовыми  запретами и обязанностями, самими  обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения  не являются.

 

     В тоже время, говоря о карантине, таможенном  досмотре и других подобных  принудительных мерах, хотелось  бы согласиться с авторами, что  имеются в виду не общие  запреты, не диспозиция норм права, а конкретные меры государственного  принуждения, выражающиеся в непосредственной  оперативной деятельности государственных  органов, должностных лиц, в фактических  актах прямого воздействия на  поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне,

в производство личного досмотра пассажиров и т.п.

При этом добровольное и сознательное выполнение установленных правил (карантинного режима, таможенного досмотра) и связанных с ними конкретных государственных акций теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных правоограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

 

По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями. 
Хотелось бы отметить, что административное принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако, обобщив и проанализировав мнения различных авторов, можно выделить следующие особенности (специфические признаки) административного принуждения:

1) оно применяется в отношении  как физических, так и юридических  лиц;

2) осуществляется в сфере обеспечения  правопорядка для охраны складывающихся  в данной сфере общественных  отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права;

3) механизм правового регулирования  административного принуждения, который устанавливает основания, и порядок применения административно-принудительных мер воздействия, определяется административным законодательством (нормы КоАП РФ, Таможенного кодекса РФ и т. д.);

4) применение мер административного  принуждения осуществляется, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т. е. оно является результатом реализации их государственно-властных полномочий. Меры административного принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т. е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителями власти). Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);

5) система мер административного  принуждения отличается разносторонним  характером, включая возможное применение  физического воздействия;

6) меры административного принуждения  менее значительны по своей  суровости, чем меры уголовного  воздействия (наказания);

7) административное принуждение  имеет основной целью понуждение  к исполнению гражданами, должностными  лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми  нормами юридических обязанностей  в сфере правопорядка;

8) порядок применения административного  принуждения определен административно-процессуальными  нормами (рамками административного  процесса); однако процессуальный  порядок оформления факта применения  мер административного принуждения, по общему правилу, связан с  производством меньшего круга  процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного  уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический (упрощенный) порядок  применения мер административного принуждения - это порядок оперативного воздействия (реагирования). Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном правонарушении и одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры административного принуждения  могут применяться как к лицам, совершившим административное правонарушение, так и к лицам, не совершившим  его (в целях превенции, предупреждения  наступления общественно опасных  последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);

11) при применении мер административного  принуждения должна обеспечиваться  законность, которая гарантируется  установлением систематического контроля над реализацией мер административного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.

В ряде случаев отрицается принудительный характер административно-правовых мер, например, задержания и доставления в милицию, применяемых к невменяемым лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения и которые полностью или частично теряют способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению. Данная позиция обосновывается тем, что в подобных случаях отсутствует волевой объект принуждения. Однако согласиться с отрицанием принудительного характера указанных и других аналогичных мер также нельзя. Объясняется это тем, что принудительность воздействия направлена против воли субъекта, а это воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если лицо не способно сознавать, воспринимать и оценивать характер оказываемого на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно принудительного содержания такого воздействия.

Информация о работе Принуждение в административном праве