Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:10, курсовая работа
Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации законов, указов Президента, постановлений правительства Российской Федерации, других нормативно-правовых актов и содержащихся в них материальных административно-правовых норм, регулирующих отношение в различных аспектах и направлениях реализации государственной исполнительной власти. Процессуализация властной деятельности публичных органов исполнительной власти необходима для эффективной деятельности последних; способствует ограничению принятия ими ошибочных решений; а также гарантирует невластный субъектам реализации их прав и законных интересов.
Эта стадия
производства по делам об административных
правонарушениях является центральной.
Деятельность органов административной
юрисдикции на данном этапе производства
носит комплексный характер, предопределяемый
необходимостью правильного установления
предмета административно-правового деликта,
его подведомственности, а также необходимостью
рассмотрения дела по существу и вынесения
решения (постановления). Комплексность
названных действий по осуществлению
административной юрисдикции связывается
со сложностью и многоплановостью задач
производства по делам об административных
правонарушениях. На стадии рассмотрения
дел главным образом и происходит реализация
как административных материальных, так
и административно-процессуальных норм.
И в конечном итоге предопределяется эффективность
всего правоприменительного процесса.
Правильное применение законодательства
об административных правонарушениях
оказывает положительное влияние на состояние
общественного порядка, способствует
предупреждению правонарушений и особенно
преступлений с административной преюдицией.
Разумеется, задачи законодательства
и задачи производства по этим делам, а
также требования законности и обеспечения
гарантий личности в административно-юрисдикционном
процессе могут быть выполнены при условии
неукоснительного соблюдения урегулированного
административно-
Стадия рассмотрения
дел об административных правонарушениях
отражает сущность правонарушения по
этим делам. Именно на данной стадии решается
вопрос о виновности или невиновности
лица, привлекаемого к административной
ответственности; именно на данной стадии
подтверждается правовая, логическая
и психологическая характеристика не
только правоприменения, но и обоснованность
нормативного установления административной
ответственности за конкретные правонарушения.
Поэтому на данной стадии носят (и должны
носить) исключительно правовой характер
как процессуальные, так и процедурные
действия участников административно-
Стадия рассмотрения
дел об административных правонарушениях
в зависимости от характера процедурно-процессуальных
действий участников административно-
1. Подготовка
дела к рассмотрению состоит
в изучении соответствующим
2. Непосредственное
рассмотрение дел об
Главная цель
рассмотрения дела по существу — установление
фактических обстоятельств совершения
правонарушения, объективная правовая
оценка его и применение к виновному законной,
обоснованной и справедливой меры административного
взыскания. Помимо отмеченного, на этой
стадии производства по делам об административных
правонарушениях проверяются социальные
основы не только правоприменения, но
и нормативно-правового установления
административной ответственности за
конкретные виды проступков. На данной
стадии производства процессуальные и
процедурные действия участников административно-
3. В результате рассмотрения дела выносится постановление о наложении административного взыскания либо прекращении производства по делу при объявлении устного замечания, передачи материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, в комиссии специализированные, органам предварительного следствия, прокурору и т.п.
На данной стадии производства по делам об административных правонарушениях возникает много сложных вопросов, связанных не только с «собственно» исполнением постановлений, но и с разрешением иных вопросов, предопределяющих своевременность, правильность и полноту исполнения постановлений органов административной юрисдикции. На основе анализа практики и действующих норм можно представить следующий перечень вопросов, которые приходится разрешать органам административной юрисдикции при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях:
Названный перечень вопросов, подлежащих разрешению при исполнении постановлений о наложении административных взысканий, является примерным. В него можно включить вопросы, связанные с уточнением каких-либо неточностей в постановлениях, с устранением описок и опечаток при изготовлении текста и копий постановлений, с устранением арифметических ошибок в определении подлежащего взысканию имущественного ущерба, причиненного административным правонарушителем, с определением очередности исполнения постановления в части применения имущественных взысканий, с определением судьбы вещественных доказательств или предметов конфискации (либо предметов, подлежащих изъятию). На практике иногда возникают вопросы, связанные с зачетом в срок отбытия административного ареста времени содержания под стражей (например, при применении этого взыскания в связи с прекращением уголовного дела). Подобный вопрос возникает и при применении административного взыскания в виде исправительных работ. Наконец, не исключаются случаи освобождения от отбытия взыскания в виде административного ареста или исправительных работ при наличии обстоятельств, препятствующих отбытию этих видов взысканий. Кроме того, возможна постановка вопроса о замене строгого административного взыскания на более мягкое. Нелогичные ситуации возникают иногда даже при соблюдении установленного законом порядка пересмотра постановлений (по протестам прокуроров): из-за того, что легализованный порядок усложнен излишними формальностями, нередко изменяются и отменяются вполне законные, обоснованные и справедливые постановления. А формальности обставляются многими документами: сначала орган исполнения должен внести представление прокурору, содержание этого документа дублируется в протесте прокурора; протест поступает в орган, вынесший постановление; при вынесении нового постановления в значительной мере повторяется содержание представление органа исполнения постановления (например, в случаях замены административного ареста на более мягкое взыскание). Наделение органов административной юрисдикции правом пересмотра вынесенных ими постановлений о наложении административных взысканий по представлению органов исполнения исключило бы во многих случаях несогласованность в действиях правоохранительных органов и способствовало бы обеспечению реального исполнения таких постановлений.
Вопросы, связанные с исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях, возникают на различных стадиях исполнительного производства: до вступления постановления в законную силу; после вступления постановления в законную силу; в процессе исполнения постановления; по окончании исполнения постановления (например, при повороте исполнения постановления).
Различными бывают и поводы для рассмотрения вопросов, связанных с исполнением постановления: заявление заинтересованных лиц (привлеченных к административной ответственности, потерпевших или их законных представителей); медицинские заключения о противопоказанности для отбытия взыскания; представление органов исполнения; ходатайство трудовых коллективов или общественных организаций; заявления адвокатов; протесты прокуроров; издание акта об амнистии и т.п.
1. Основания
и порядок обжалования и
2. Рассмотрение
жалоб на постановление по
делам об административных
При рассмотрении жалоб на постановление по делам об административных проступках надо выяснить следующее: достаточно ли для принятия обоснованного и правильного решения в материалах дела данных; не содержится ли в действиях привлеченного к административной ответственности лица признаков преступления; какие надлежит принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения. При проверке правильности обжалованного постановления по делу об административном правонарушении правомочные органы (должностные лица) вправе выйти и за пределы жалобы. Иными словами, при рассмотрении жалоб и протестов дело проверяется в полном объеме, как в обжалованной (опротестованной) части, так и в не обжалованной. Орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, правомочен изменить юридическую квалификацию проступка и применить административное взыскание в соответствии с надлежащей статьей КоАП. Однако такая переквалификация возможна только в случаях, если это не связано с усилением наложенного взыскания (при рассмотрении жалобы лица, привлеченного к административной ответственности), и если это не влечет изменение подведомственности рассмотрения дела и жалобы. При изменении юридической квалификации административного правонарушения, влекущего изменение подведомственности рассмотрения дела и жалобы, постановление по делу отменяется, и дело направляется компетентному органу (должностному лицу) на новое расследование.
В результате знакомства с исследованием в области производства по делам об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы.
Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях