Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что производство по делам об административных правонарушениях определяется как ряд последовательных действий органов государственного управления (должностных лиц), юрисдикционных органов, а в отдельных случаях и других субъектов, которые согласно нормам административного законодательства осуществляют мероприятия, направленные на привлечение правонарушителей к ответственности и на обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие положения……………………………………………………...5
Глава 2. Участники производства…………………………………………..…..8
Глава 3. Доказательства……………………………………………………..….12
Глава 4. Стадии производства……………………………………………….....14
4.1 Возбуждение дела об административном производстве…………....14
4.2 Рассмотрение дела и вынесение постановления…………………….18
4.3 Пересмотр постановлений и решений………………………………..21
4.4 Исполнение постановлений…………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...27
Библиография …………………………………………………………………...28
Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.
Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления и замечания, приносить жалобы на постановление по делу. В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство; участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест, на постановление по делу.
О
месте и времени рассмотрения
дела об административном правонарушении,
совершенном
11
производстве не допускаются в качестве защитника или представителя сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за
соблюдением
правил, нарушение которых явилось основанием
для возбуждения данного дела, а специалисты,
эксперты — если состоят в родственных
отношениях с другими участниками производства.
При этих обстоятельствах названные лица
подлежат отводу (самоотводу). Потерпевшему,
свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику
возмещаются расходы, понесенные ими в
связи с участием в производстве.1
Глава
3. Доказательства
Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых судья, орган (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Предмет доказывания составляют обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению. Это: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), наказуемые в административном порядке; виновность лица; обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Если при производстве возникает необходимость в использовании специальных познаний, назначается экспертиза. По этому поводу выносится определение, в котором указываются основания для ее назначения, эксперт или учреждение, проводящие экспертизу, поставленные перед экспертом вопросы. Лицо, в отношении которого ведется производство, вправе заявить отвод эксперту, просить о привлечении в качестве экспертов указанных им лиц, ставить дополнительные вопросы перед экспертом. Эксперт дает письменное заключение, которое не является обязательным для органа
13
(должностного лица), в производстве которого находится дело. Несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Должностные лица, ведущие производство, вправе брать пробы, образцы почерка и образцы товаров, необходимые для проведения экспертизы.
Вещественными доказательствами по делу могут быть предметы, явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его следы. В случае необходимости они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу. Сохранность вещественных доказательств гарантируется органом (должностным лицом), ведущим производство.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства. Эти сведения фиксируются как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемок, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и другие носители информации).
Показания специальных технических средств, т.е. измерительных приборов, утвержденных в официальном порядке в качестве средств измерений, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.
В интересах разрешения дела в качестве доказательств могут быть истребованы сведения. Они должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения об их истребовании, а при совершении правонарушения, влекущего административный арест, — незамедлительно.
Оценка
доказательств
осуществляется органом (должностным
лицом), ведущим административное производство,
по своему внутреннему убеждению, основанному
на всестороннем, полном и объективном
исследовании всех обстоятельств дела
в их совокупности. Никакие доказательства
не могут иметь заранее установленной
силы.
Глава
4. Стадии производства
Анализ положений КоАП позволяет выделить несколько стадий (этапов), в рамках которых с учетом ранее изложенных правовых основ практически осуществляется административно – юрисдикционное производство по данного рода индивидуальным делам. В этих стадиях, по существу, проявляются особенности этого вида административно – процессуальной деятельности. Каждая из таких стадий имеет свое процессуальное назначение и закрепление в соответствующих административно – процессуальных нормах. Фактически именно в них находит свое выражение собственно административное производство в его современном виде.
Итак, производство по делам об административных правонарушениях слагается из: возбуждения дела; его рассмотрения и вынесение постановления; пересмотра постановлений и решений; исполнения постановления по делу.1
Рассмотрим особенности названных стадий.
Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.
Поскольку
составление такого протокола отнесено
к компетенции соответствующего полномочного
должностного лица, постольку
15
инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях - представитель общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в иных случаях может
возбуждаться
по инициативе, например, граждан, общественных
объединений и даже исполнительных
органов. Так, производство, по жалобам
начинается с момента подачи гражданином
жалобы на неправомерные действия исполнительных
органов (должностных лиц) и т.п. Возбуждение
дела по своему юридическому значению
можно квалифицировать в качестве процессуального
действия, являющегося юридическим фактом;
оно влечет за собой возникновение конкретного
административно-
Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.
Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).
Дело
об административном правонарушении считается
возбужденным с момента составления
протокола о его совершении или
вынесении прокурором постановления о
возбуждении административного производства.
16
Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые правомочны
рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.). Их перечень содержится в ст. 28.3 КоАП РФ.
Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителях; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.
Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления. Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего назначение административного наказания в виде предупреждения или
17
административного штрафа, не превышающего одного МРОТ, протокол не составляется. В таких случаях уполномоченным должностным лицом оформляется предупреждение либо налагается и взимается штраф на месте совершения правонарушения. Если лицо оспаривает взыскание, налагаемое
на месте, либо отказывается от уплаты штрафа, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора. При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в милицию.
В
случаях когда после выявления
административного
По
окончании расследования
В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица
18
вправе применять предусмотренные КоАП меры процессуального обеспечения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений,
территорий,
находящихся там вещей и документов; изъятие
вещей и документов и др. По своему юридическому
характеру они представляют собой разновидность
административно – предупредительных
и административно – пресекательных мер.
Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях