Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что производство по делам об административных правонарушениях определяется как ряд последовательных действий органов государственного управления (должностных лиц), юрисдикционных органов, а в отдельных случаях и других субъектов, которые согласно нормам административного законодательства осуществляют мероприятия, направленные на привлечение правонарушителей к ответственности и на обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие положения……………………………………………………...5
Глава 2. Участники производства…………………………………………..…..8
Глава 3. Доказательства……………………………………………………..….12
Глава 4. Стадии производства……………………………………………….....14
4.1 Возбуждение дела об административном производстве…………....14
4.2 Рассмотрение дела и вынесение постановления…………………….18
4.3 Пересмотр постановлений и решений………………………………..21
4.4 Исполнение постановлений…………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...27
Библиография …………………………………………………………………...28
4.2
Рассмотрение дела и
вынесение постановления
Это — центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Прежде всего, судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.
19
При подготовке к рассмотрению дела разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости судьей, органом (должностным лицом) выносится определение. В таком порядке назначается время и место рассмотрения дела, определяются лица, которых необходимо вызвать, а также дополнительные материалы, которые необходимо истребовать; назначается экспертиза; отлагается рассмотрение дела; принимается решение о возвращении протокола об административном правонарушении в случае составления его неправомочными лицами или неправильного составления, а также о передаче протокола по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым он поступил, либо вынесено определение об их отводе. При наличии соответствующих обстоятельств выносится постановление о прекращении производства по делу. При неявке без уважительной причины вызванных лиц, когда их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному разрешению дела, выносится определение о приводе указанных лиц.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Установлены
определенные сроки
рассмотрения
таких дел. Дела об административных правонарушениях
рассматриваются, как правило, в 15-дневный
срок со дня получения судьей, органом
(должностным лицом), правомочным рассматривать
дело, необходимых материалов (в частности,
протокола о нарушении). Некоторые дела
рассматриваются в более сжатые сроки.
Так, дела о правонарушениях, совершение
которых влечет административный арест,
рассматриваются в день получения протокола
о правонарушении.
20
Установлен определенный порядок рассмотрения дел. Оно начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается
протокол об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора.
Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.
Разрешение
дела об административном правонарушении
выражается в вынесении судьей, органом
(должностным лицом) постановления по
делу. Оно может быть либо о прекращении
дела производством, о чем было сказано
ранее, либо о назначении административного
наказания. В последнем случае постановление
должно содержать все данные, свидетельствующие
о том, что в ходе рассмотрения дела установлен
факт административного правонарушения
и лицо, его совершившее. Не допускается
принятие постановлений, унижающих достоинство
человека.
21
Установлено, что судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), разрешается в исковом порядке.
В постановлении по делу помимо определения меры административного наказания должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых предметах, документах и ценностях. Предметы, явившиеся орудием совершения административного правонарушения или непосредственным его объектом, принадлежащие физическому или юридическом улицу, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по принадлежности.
Постановление
объявляется немедленно по окончании
рассмотрения дела. Копия постановления
в течение трех дней вручается или высылается
лицу, в отношении которого оно вынесено.
Копия вручается под расписку. По результатам
рассмотрения дела при установлении причин
и условий, способствующих совершению
административных правонарушений, судья,
орган (должностное лицо), вынесший постановление
по делу, вносит в соответствующие организации
и учреждения представление о принятии
мер по их устранению. Установлена обязанность
сообщения о принятых мерах в течение
месяца со дня поступления такого представления.
4.3
Пересмотр постановлений
и решений
Постановление
по делу об административном правонарушении
может быть обжаловано
лицом, в отношении которого вынесено
постановление,
22
потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Установлено, что жалоба подается: на постановление, вынесенное судьей — в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом — вышестоящему должностному лицу либо в районный
суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд. Получивший жалобу орган (должностное лицо) обязан в течение трех суток со дня ее получения направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
В случае
если рассмотрение жалобы не относится
к компетенции судьи, органа (должностного
лица), к которым она поступила, последние
в течение трех суток направляют ее по
подведомственности. Жалоба может быть
подана в течение десяти дней со дня вручения
или получения копии постановления по
делу. Пропуск срока может быть восстановлен
судьей, должностным лицом, правомочным
рассматривать жалобу, по ходатайству
ее автора. Срок рассмотрения жалоб —
десятидневный со дня их поступления;
сутки — с момента подачи жалобы на постановление
об административном аресте, если лицо
отбывает этот арест. Жалобы рассматриваются
судьями, должностными лицами единолично.
При их рассмотрении проверяется
23
законность и обоснованность вынесенного постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
1) жалоба остается без удовлетворения, и постановление остается без изменений;
2) постановление отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение;
3) постановление отменяется и дело прекращается;
4) изменяется
мера административного
При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется, и дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица). Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, законному представителю юридического лица. Решение по жалобе может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление. Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Они могут
24
быть
также пересмотрены
председателями верховных судов республик,
краевых, областных судов, судов городов
Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной
области и автономных округов и их заместителями,
Представителем Верховного Суда и его
заместителями. В порядке надзора они
могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным
Судом РФ.
4.4 Исполнение постановлений
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Обращение постановления к исполнению – функция судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление. Исполнение постановления — функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном КоАП. Для обращения постановления к исполнению установлен срок — трое суток со дня его вступления в законную силу. При принесении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.
К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может бытъ, рассрочена на период до трех месяцев.
Давность исполнения постановлений определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.
25
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае его опротестования до рассмотрения протеста. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность, смерти лица, подвергнутого взысканию, истечения сроков давности исполнения, отмены постановления.
Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях