Производство по делам об административных
правонарушениях
- 20.1. Понятие, задачи и стадии производства
по делам об административных правонарушениях
- 20.2. Виды субъектов производства по делам
об административных правонарушениях
- 20.3. Меры обеспечения производства по
делам об административных правонарушениях
- 20.4. Возбуждение дела об административных
правонарушениях и административное расследование
- 20.5. Рассмотрение дела об административном
правонарушении
- 20.6. Пересмотр постановлений и решений
по делам об административных правонарушениях
- 20.7. Исполнение постановлений по делам об административных
правонарушениях
20.1. Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных
правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность
уполномоченных органов и должностных
лиц по применению мер административного
наказания.
Задачи производства по делам об административных
правонарушениях:
- всестороннее, полное, объективное и
своевременное выяснение каждого дела;
- разрешение дела об административном
правонарушении в соответствии с законом;
- обеспечение исполнения вынесенного
по делу об административном правонарушении
постановления;
- выявление причин и условий, способствующих
совершению административных правонарушений.
Производство по делам об административных
правонарушениях не может быть начато,
а начатое подлежит прекращению при наличии
хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие события административного
правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);
- действие лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если такой акт
устраняет применение административного
наказания;
- отмена закона, устанавливающего административную
ответственность;
- истечение сроков давности привлечения
к административной ответственности;
- наличие по одному и тому же факту совершения
противоправных действий (бездействия)
лицом, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
постановления о назначении административного
наказания либо постановления о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении, либо постановления о
возбуждении уголовного дела;
- смерть физического лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Стадии производства по делам об административных
правонарушениях – относительно самостоятельная
часть производства, которой присущи конкретные
задачи, состав участников, процессуальное
оформление результатов.
Стадии производства по делам
об административных правонарушениях.
- возбуждение дела об административном
правонарушении и административное расследование;
- рассмотрение дела об административном
правонарушении;
- пересмотр постановлений и решений по
делам об административных правонарушениях;
- исполнение постановлений по делам об
административных правонарушениях.
20.2. Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях
Субъект производства по делам
об административных правонарушениях – участник производства по делам об
административных правонарушениях, обладающий
необходимой административно-процессуальной
правосубъектностью, решающий процессуальные
задачи.
Виды субъектов производства по делам об
административных правонарушениях:
- управомоченные органы и должностные лица, наделенные
правом принимать юридические акты, документы,
разрешающие процессуальные задачи и
определяющие движение дела об административном
правонарушении;
- субъекты, имеющие личный интерес в деле
об административном правонарушении;
- субъекты, содействующие отправлению
производства по делам об административных
правонарушениях;
- иные субъекты производства по делам
об административных правонарушениях.
Управомоченные органы и должностные
лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные
задачи и определяющие движение дела об
административном правонарушении:
- субъекты, правомочные в пределах компетенции,
установленной КоАП, рассматривать дела
об административных правонарушениях:
а) судьи (мировые судьи);
б) комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав;
в) федеральные органы исполнительной
власти, их учреждения, структурные подразделения
и территориальные органы;
г) уполномоченные органы и учреждения
органов исполнительной власти субъектов
РФ;
д) административные комиссии, иные коллегиальные
органы, создаваемые в соответствии с
законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);
- должностные лица, уполномоченные составлять
протоколы об административных правонарушениях
(ст. 28.3 КоАП);
- должностные лица и иные субъекты, полномочные
применять меры обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях;
- субъекты, полномочные пересматривать
постановления и решения по делам об административных правонарушениях:
а) районные судьи по месту рассмотрения
дела;
б) районные суды по месту нахождения коллегиального
органа, чье постановление (решение) обжалуется;
в) вышестоящий орган (должностное лицо);
г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);
- прокурор вправе: возбуждать производство
по делу об административном правонарушении;
участвовать в рассмотрении дела об административном
правонарушении, представлять доказательства,
заявлять ходатайства, давать заключения
по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест
на постановление по делу об административном
правонарушении независимо от участия
в деле, а также совершать иные предусмотренные
федеральным законом действия (ст. 25.11
КоАП);
- субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам
об административных правонарушениях
(глава 32 КоАП).
Субъекты, имеющие личный
интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
потерпевший, законный представитель
физического лица, законный представитель
юридического лица, защитник, представитель.
Лицо, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении, вправе:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- пользоваться юридической помощью защитника;
- присутствовать при рассмотрении дела;
- обжаловать постановления (решения) по
делу.
Потерпевший - физическое или юридическое лицо, которым
административным правонарушением причинен
физический, имущественный или моральный
вред.
Потерпевший вправе:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- пользоваться юридической помощью представителя;
- обжаловать постановления по делу и др.
Законные представители физического
лица– субъекты (родители, усыновители, опекуны
или попечители), осуществляющие защиту
прав и законных интересов физического
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним
либо по своему физическому или психическому
состоянию лишенного возможности самостоятельно
реализовывать свои права.
Законные представители юридического
лица - субъекты (руководитель, иное лицо в
соответствии с законом или учредительными
документами юридического лица), осуществляющие
защиту прав и законных интересов юридического
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном производстве,
или юридического лица, являющегося потерпевшим.
Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее
юридическую помощь лицу, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении.
Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее
юридическую помощь потерпевшему.
Защитник и представитель допускаются
к участию в производстве по делу об административном
правонарушении с момента составления
протокола об административном правонарушении. В случае административного
задержания физического лица в связи с
административным правонарушением защитник
допускается к участию в производстве
по делу об административном правонарушении
с момента административного задержания.
Свидетель - лицо, которому могут быть известны
обстоятельствадела об административном
правонарушении, подлежащие установлению.
Свидетель вправе:
- не свидетельствовать против себя самого,
своего супруга и близких родственников;
- давать показания на родном языке или
на языке, которым владеет;
- пользоваться бесплатной помощью переводчика;
- делать замечания по поводу правильности
занесения его показаний в протокол.
Свидетель обязан:
- явиться по вызову судьи, органа, должностного
лица, в производстве которых находится
дело об административном правонарушении;
- дать правдивые показания, сообщить все
известное ему по делу, ответить на поставленные
вопросы и удостоверить своей подписью
в соответствующем протоколе правильность
занесения его показаний.
Понятой - любое не заинтересованное в исходе
дела об административном правонарушении
лицо, которое выполняет удостовери-тельную
функцию при применении мер обеспечения
производства по делу.
Специалист - любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое
к участию в производстве по делу об административном
правонарушении, не заинтересованное
в исходе дела, обладающее познаниями,
необходимыми для оказания содействия
в обнаружении, закреплении и изъятии
доказательств, а также в применении технических
средств.
Специалист вправе:
- знакомиться с материалами дела об административном правонарушении,
относящимися к предмету действий с его
участием;
- с разрешения судьи, должностного лица,
лица, председательствующего в заседании
коллегиального органа, в производстве
которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.
Специалист обязан:
- явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых
находится дело об административном правонарушении;
- участвовать в проведении действий, требующих
специальных познаний в целях обнаружения,
закрепления и изъятия доказательств,
давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
- удостоверить своей подписью факт совершения
указанных действий, их содержание и результаты.
Эксперт - любое не заинтересованное в исходе
дела лицо, обладающее специальными познаниями
в науке, технике, искусстве или ремесле,
достаточными для проведения экспертизы
и дачи экспертного заключения.
Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами дела об административном
правонарушении, относящимися к предмету
экспертизы, заявлять ходатайства о представлении
ему дополнительных материалов, необходимых
для дачи заключения;
- с разрешения судьи, должностного лица,
председательствующего в заседании коллегиального
органа, в производстве которых находится
производство по делу об административном
правонарушении, задавать вопросы, относящиеся
к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется
производство по делу, потерпевшему и
свидетелям;
- указывать в своем заключении имеющие
значения для дела обстоятельства, которые
установлены при проведении экспертизы
и по поводу которых ему не были поставлены
вопросы.
Эксперт обязан:
- явиться по вызову судьи, органа, должностного
лица, в производстве которых находится
дело об административном правонарушении;
- дать объективное заключение по поставленным
перед ним вопросам, а также требуемые
объяснения в связи с содержанием заключения.