Формы стадии возбуждения
дела об административном правонарушении:
- упрощенная (назначение административного
наказания без составления протокола
– ст. 28.6 КоАП);
- обычная (составление протокола об административном правонарушении – ст.
28.2 – 28.5 КоАП);
- сложная (административное расследование
– ст. 28.7 КоАП).
Доказательства по делу об
административном правонарушении - любые фактические данные, на основании
которых судья, орган, должностное лицо,
в производстве которых находится дело,
устанавливают наличие или отсутствие
события административного правонарушения,
виновность лица, привлекаемого к административной
ответственности, а также иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения
дела.
В зависимости от отношения
к доказываемому обстоятельству доказательства бывают прямые и косвенные.
По источнику формирования различают первоначальные и производные
доказательства.
По отношению к предмету доказывания: обвинительные и оправдательные доказательства.
По содержанию: личные, вещественные.
Предмет доказывания - обстоятельства, подлежащие выяснению
по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства, подлежащие
выяснению по делу об административном правонарушении:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправное действие
(бездействие), за которое КоАП или законом
субъекта РФ предусмотрена административная
ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства, отягчающие
административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного
административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу
об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела, а также
причины и условия совершения административного
правонарушения.
Источниками доказательств служат: протокол об административном
правонарушении, иные протоколы, предусмотренные
КоАП, объяснение лица, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении, показания потерпевшего,
показания свидетелей, заключения эксперта,
иные документы, показания специальных
технических средств, вещественные доказательства.
Протокол об административном
правонарушении должен содержать:
- дату и место составления;
- должность, фамилию и инициалы лица, составившего
протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении (фамилия, имя, отчество);
- адрес места жительства, фамилии, имена,
отчества, адреса места жительства свидетелей
и потерпевших (если они имеются);
- место, время совершения и события административного правонарушения;
- статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую
ответственность за данное административное
правонарушение;
- объяснение физического лица или законного
представителя юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело;
- запись о разъяснении лицу, в отношении которого
составлен протокол об административном
правонарушении, его прав и обязанностей;
- иные сведения, необходимые для разрешения
дела.
Протокол об административном правонарушении
составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное
выяснение обстоятельств дела либо данных
о физическом лице или сведений о юридическом
лице, в отношении которых возбуждается
дело об административном правонарушении,
протокол об административном правонарушении
составляется в течение двух суток с момента
выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного
расследования протокол об административном
правонарушении составляется по окончании
расследования в сроки, предусмотренные
ст.28.7 КоАП.
Экспертиза - исследование, назначаемое судьей,
органом, должностным лицом, в производстве
которых находится дело об административном
правонарушении, на основании определения
в случаях необходимости специальных
познаний в науке, технике, искусстве или
ремесле.
Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении
понимаются орудия совершения или предметы
административного правонарушения, в
том числе орудия совершения или предметы
административного правонарушения, сохранившие
на себе его следы.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные
в них организациями, их объединениями,
должностными лицами и гражданами, имеют
значение для производства по делу об
административном правонарушении (в письменной
и иной форме, материалы фото– и киносъемки,
звуко– и видеозаписи, информационных
баз и банков данных и иные носители информации).
Под специальными техническими
средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные
в установленном порядке в качестве средств
измерения, имеющие соответствующие сертификаты
и прошедшие метрологическую проверку.
Административное расследование проводится в случаях, если после выявления
административного правонарушения в области
антимонопольного законодательства, законодательства
о рекламе, валютного законодательства,
законодательства о защите прав потребителя,
в области налогов и сборов, таможенного
дела, охраны окружающей среды, производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, пожарной
безопасности, дорожного движения и на
транспорте осуществляется экспертиза
или иные процессуальные действия, требующие
значительных затрат.
Стадия возбуждения дела об
административном правонарушении завершается:
- передачей протокола об административном
правонарушении с другими материалами
на рассмотрение по подведомственности;
- вынесением постановления о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении (при наличии обстоятельств,
исключающих производство по делу об административном
правонарушении – ст. 24.5 КоАП);
- передачей протокола об административном
правонарушении и других материалов дела
по месту службы лица, совершившего административное
правонарушение, для решения вопроса о
привлечении к дисциплинарной ответственности (ст.
2.5 КоАП);
- прекращением производства по делу и
передачей материалов прокурору, в орган
предварительного следствия или дознания
при наличии в деянии лица признаков преступления.
20.5. Рассмотрение дела об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке
к рассмотрению дела об административном
правонарушении выясняют:
- относится ли к их компетенции рассмотрение
данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие
возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального
органа, должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об
административном правонарушении и другие
протоколы, предусмотренные КоАП, а также
правильно ли оформлены другие материалы
дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов
для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.
Рассмотрение дела об административном
правонарушении невозможно, если:
- судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело,
является родственником лица, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
потерпевшего, законного представителя
физического или юридического лица, защитника
или представителя;
- судья, член коллегиального органа, должностное
лицо, рассматривающее дело, лично, прямо
или косвенно заинтересовано в разрешении
дела.
Определения, которые могут быть вынесены при подготовке
к рассмотрению дела об административном
правонарушении:
- о назначении времени и места рассмотрения
дела;
- о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП;
- об истребовании необходимых дополнительных
материалов по делу;
- о назначении экспертизы;
- об отложении рассмотрения дела;
- о возвращении протокола об административном
правонарушении и других материалов дела
в орган, должностному лицу, которые составили
протокол, в случае составления протокола
и оформления других материалов дела неправомочными
лицами, неправильного составления протокола и оформления
других материалов дела либо неполноты
представленных материалов, которая не
может быть восполнена при рассмотрении
дела;
- о передаче протокола об административном
правонарушении и других материалов дела
на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение
дела не относится к компетенции судьи,
органа, должностного лица, к которым протокол
об административном правонарушении и
другие материалы дела поступили на рассмотрение,
либо вынесено определение об отводе судьи, составе коллегиального органа,
должностного лица.
О прекращении производства по делу об
административном правонарушении выносится постановление.
Сроки рассмотрите дела об административном правонарушении:
- в 15–дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении
и других материалов дела (общий срок);
- общий срок может быть продлен не более
чем на один месяц в случае поступления
ходатайств от участников производства
по делу об административном правонарушении
либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств
дела;
- в день получения протокола об административном
правонарушении и других материалов дела,
если правонарушение влечет административный
арест;
- не позднее 48 часов с момента задержания
лица, подвергнутого административному задержанию.
Порядок рассмотрения дела
об административном правонарушении:
- объявляется, кто рассматривает дело,
какое дело подлежит рассмотрению, кто
и на основании какого закона привлекается
к административной ответственности;
- устанавливается факт явки физического лица или
законного представителя физического
лица или законного представителя юридического
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
- проверяются полномочия законных представителей
физического или юридического лица, защитника
и представителя;
- выясняется, извещены ли участники производства
по делу в установленном порядке, выясняются
причины неявки участников производства
по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении
дела, их права и обязанности;
- рассматриваются заявленные отводы и
ходатайства;
- выносится определение о приводе лица, участие которого признается
обязательным при рассмотрении дела, в
соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;
- выносится определение о передаче дела
на рассмотрение по подведомственности
в соответствии со ст. 29.5 КоАП;
- оглашается протокол об административном
правонарушении, а при необходимости и
другие материалы дела;
- заслушиваются объяснения физического
лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении, показания других лиц,
участвующих в производстве по делу, пояснения
специалиста и заключение эксперта;
- исследуются иные доказательства;
- в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается
его заключение.
Постановление об отложении рассмотрения
дела выносится в случае:
- поступления заявления о самоотводе
или об отводе судьи, члена коллегиального
органа, должностного лица, рассматривающих
дело, если их отвод препятствует рассмотрению
дела по существу;
- отвода специалиста, эксперта или переводчика,
если указанный отвод препятствует рассмотрению
дела по существу;
- необходимости явки лица, участвующего
в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения
экспертизы.