Пути повышения эффективности государственной службы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:43, курсовая работа
Краткое описание
На государственной службе, как и в любой сфере человеческой деятельности, основным фактором, оправдывающим или отрицающим применяемые формы и методы работы, являются показатели эффективности. От степени эффективности государственной службы зависит благосостояние и душевное состояние населения. Вопрос об эффективности государственной службы является одним из слабо изученных, как в отечественной, так и в зарубежной теории государственного управления.
Содержание
Введение 3 I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 4 1.1. Основные понятия эффективности государственной службы 4 1.2. Критерии, характеризующие эффективность государственной службы 6 1.3. Показатели эффективности и результативности 7 1.4.Нормативно-правовое регулирование 9 II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 11 2.1. Эффективность государственной службы в субъектах РФ по показателям 11 2.2. Общая оценка эффективности государственной службы в России 15 2.3. Финансирование гражданских и муниципальных служащих 19 2.4. Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере организации государственного управления 21 III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 23 Заключение 25 Список литературы 26
Увеличение налоговых и неналоговых
поступлений отмечено в 75 субъектах Российской
Федерации. Наибольший темп роста зафиксирован
в Республике Калмыкия (на 64,7%), Сахалинской
области (на 49,6%) и Архангельской области
(на 26,8%).
6. Труд
и занятость: уровень безработицы в среднем
за год.
В Российской Федерации уровень
безработицы в 2012 году составил 5,5%.
Наибольшие значения уровня
безработицы в среднем за год отмечены
в Республике Ингушетия – 47,7%, Чеченской
Республике – 29,8%, Республике Тыва – 18,4%,
Республике Калмыкия – 13,1% и Республике
Дагестан – 11,7%.
7. Социальная
политика: реальные располагаемые денежные
доходы населения
В Российской Федерации реальные
денежные доходы населения в 2012 году составили
104,2%, в расчете на душу населения – 245,3
тыс. рублей в год.
Наибольший рост показали Республика
Северная Осетия – Алания (119%), Республика
Адыгея (118%), Ивановская область (116,4%), Воронежская
область (114,8%), Амурская область (114%).
8. Жилищная
политика: удельный вес введенной общей
площади жилых домов по отношению к общей
площади жилищного фонда
В Российской Федерации удельный
вес введенной общей площади жилых домов
составил 2% по отношению к общей площади
жилищного фонда.
Наибольшие значения показателя
отмечены в Тюменской области - 4,084%, Краснодарском
крае - 3,655%, Ненецком автономном округе
- 3,592%, Ханты-Мансийском автономном округе
- Югре - 3,443%, Московской области - 3,131%.
9. Здравоохранение: смертность населения (без
показателей смертности от внешних причин)
В Российской Федерации в 2012
году смертность населения составила
1200,9 человек на 100 тыс. человек населения.
Наиболее низкие значения отмечены
в Республике Ингушетия – 329,3 человек
на 100 тыс. человек, Ямало-Ненецком автономном
округе – 414,8 человек, Республике Дагестан
– 512,5 человек, Чеченской Республике –
517,9 человек, Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре – 533,2 человек.
10. Образование:доля выпускников государственных
(муниципальных) общеобразовательных
учреждений, не сдавших единый государственный
экзамен, в общей численности выпускников
государственных (муниципальных) общеобразовательных
учреждений
В Российской Федерации доля
выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных учреждений, не сдавших
ЕГЭ, составила 2,2%.
Наименьший удельный вес выпускников,
не сдавших ЕГЭ в Орловской области –
0,1%, Брянской области – 0,2%, Оренбургской
области – 0,3%, Кабардино-Балкарской Республике
и Белгородской области – по 0,4%.
11. Оценка
населением деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
По итогам 2012 года высокую оценку
населения деятельности получили органы
исполнительной власти Республики Татарстан,
Чеченской Республики, Чукотского автономного
округа, Ханты-Мансийского автономного
округа – Югра, Ямало-Ненецкого автономного
округа.
12. Профилактика
социального сиротства: доля детей, оставшихся без
попечения родителей, в том числе переданных
неродственникам (в приемные семьи, на
усыновление (удочерение), под опеку (попечительство),
в семейные детские дома и патронатные
семьи), находящихся в государственных
(муниципальных) учреждениях всех типов
К субъектам Российской Федерации,
достигшим наилучших результатов в профилактике
социального сиротства, относятся Республика
Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика,
Чеченская Республика.
Иркутская область по эффективности
государственной службы имеет золотую
середину, а именно 41 место.
2.2. Общая оценка
эффективности государственной
службы в России
Качество регионального государственного
управления в Российской Федерации, несмотря
на интенсификацию региональных программ
по его совершенствованию, не претерпело
кардинальных изменений в 2011г. Международные
сравнения демонстрируют отсутствие значимых
результатов и устойчивых позитивных
тенденций в функционировании государственных
институтов в России. Так, по уровню восприятия
коррупции, рассчитываемому Трансперенси
Интернешнл, по итогам 2011г. Из 183 стран
мира Россия занимает 143 позицию (в 2010г.
на154 из 178, в 2009г. 146 из 180 ), при этом позитивные
изменения в рейтинге не являются кардинальными,
а лишь отражают совершенствование формальных
правил. Повышение открытости и эффективности
государственного управления зависит
от качества дальнейшей реализации принятых
мер6.
В целях совершенствования
системы государственного управления
в большинстве субъектов Российской Федерации
были приняты меры по сокращению численности
государственных гражданских служащих.
Вместе с тем в связи с ограничениями возможностей
механического сокращения численности
государственных служащих и фактически
достижением предела в реализации этой
меры, темпы динамики их численности не
значительны (в 2011г. Численность
государственных гражданских служащих
в региональных органах исполнительной
власти сократилась на 2,7% и составила
219тыс.человек, или 12,6 человек на 10тыс.человек
населения, муниципальных служащих–на
1,1% и составила 483,5тыс.человек, или 23,5человека
на 10тыс.человек населения).
В 2011г. Продолжена деятельность
органов государственной власти по систематизации
полномочий, упорядочиванию административных
процедур, повышению комфортности предоставления
услуг гражданам в рамках разработки и
внедрения административных регламентов,
совершенствования деятельности многофункциональных
центров, предоставления государственных
и муниципальных услуг в электронном виде.
По данным Минэкономразвития
России, за период с 2006 по 2012год утверждено
в установленном порядке свыше 9500 административных
регламентов на региональном уровне. На
конец 2011 года в Российской Федерации
действуют 655 офисов многофункциональных
центров в 62 субъектах Российской Федерации
(благодаря созданию МФЦ ожидание в очереди
сократилось до15 минут). В рамках работы
по опубликованию информации о государственных
услугах на едином портале всего в региональном
разделе федерального реестра размещена
информация более чем о 14500 услугах(функциях)органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (в среднем 175 услуг на субъект
Российской Федерации), для 65% из которых
утверждены административные регламенты.
В типовом перечне региональных услуг
(функций),созданном в целях обеспечения
единообразия и корректного сопоставления
информации, отражено более 100 наименований,
в перечне муниципальных услуг (функций)
–65 наименований. Вместе с тем по рассчитываемому
Всемирным экономическим форумом и международной
школой бизнеса INSEAD индексу готовности
к сетевому обществу, являющемуся одним
из контрольных показателей Стратегии
развития информационного общества в
Российской Федерации и государственной
программы «Информационное общество (2011-2020
годы)», Россия в 2010–2011гг. занимает 77 место
из 138 стран (в 2009–2010гг.–80место). При этом
наименьшие успехи эксперты отмечают
при анализе качества регулирования рыночной
и политической среды, а также уровня использования
информационно-коммуникационных технологий
органами власти, в то время как готовность
населения и предприятий к применению
сетевых технологий и реальное использование
ими ИКТ оценивается как довольно высокая7.
В 2011г. продолжена работа над
повышением эффективности расходования
государственных финансов–основой развития
рынков и добросовестной конкуренции,
модернизации и технологического развития
российской экономики. Качество управления
государственными финансами определяет
эффективность исполнения публичных обязательств
государства, соответственно – и качество
жизни российских граждан, включая
обеспечение достойной медицинской помощи
и образования, качественного жилья, дорожной
сети. Эффективность расходования государственных
материальных средств и результативность
закупочной деятельности по государственным
контрактам напрямую влияет на темпы модернизации
российской экономики, стимулирует спрос,
развитие собственного производства,
формирует конкурентную среду. В этой
связи в 2011г. федеральными и региональными
органами исполнительной власти приняты
значительные меры по повышению результативности
и подотчетности государственных закупок.
Общий объем доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
по итогам 2011 года по сравнению с 2010 годом
увеличился на 16,9 п.п. Это обусловлено
ростом на 16,5% налоговых и неналоговых
доходов. Рост обусловлен, в том числе,
увеличением на 27% налога на прибыль организаций,
что свидетельствует о стабилизации хозяйствующих
субъектов и, как следствие, укреплении
доходной базы консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации. В месте
с тем, в отчетном году на 17,6% вырос суммарный
объем предоставленных межбюджетных трансфертов.
Несмотря на это, высокую долю в структуре
доходов занимают налоговые и неналоговые
поступления (76,2%). В 2011 году по сравнению
с 2010 годом произошло увеличение объемов
расходов на 15,7% за счет роста капитальных
расходов на 19,6%, а так же роста объема
текущих расходов на 15%. По итогам 2011 года
только в 26 регионах консолидированные
бюджеты исполнены с профицитом. Таким
образом, при общей положительной конъюнктуре
для обеспечения финансовой самодостаточности
регионов потребность в оптимизации бюджетных
расходов текущего характера и увеличении
инвестиционной составляющей региональных
бюджетов диктует необходимость пересмотра
приоритетов региональной бюджетной политики.
Таблица №3
Численность государственных
гражданских служащих в органах исполнительной
власти региона и муниципальных служащих,
человек
Численность государственных
гражданских служащих в региональных
органах исполнительной власти сократилась
на 2,7% и составила 219тыс.человек, или 12,6
человек на 10тыс.человек населения.
Отмеченная тенденция к снижению
темпов сокращения численности государственных
и муниципальных служащих связана с достижением
в значительном числе субъектов Российской
Федерации предельного уровня численности
сотрудников органов исполнительной власти.
Дальнейшая оптимизация работы государственных
институтов возможна при опоре на качественные,
а не количественные изменения. Международный
опыт повышения эффективности государственной
службы также свидетельствует об отсутствии
необходимости дальнейшего сокращения
численности госслужащих в России.
2.3. Финансирование
гражданских и муниципальных служащих
В 2011г. темпы роста заработной
платы работников, занятых в сфере экономики,
и гражданских служащих региональных
органов исполнительной власти выровнялись,
составив 11% ( в 2010г.–рост зарплаты госслужащих
составил 15,6%, рост зарплаты в среднем
по экономике–7,5%). Однако разрыв в оплате
труда не сократился: в абсолютном выражении
заработная плата государственных служащих
региональных органов исполнительной
власти по-прежнему превышает заработную
плату в сфере экономики (в1,6раза). Уровень
среднемесячной заработной платы гражданских
служащих органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в 2011г.
был в 1,5 раза выше, чем у гражданских служащих
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, которая
составила 27,2 тыс.рублей.
В 2011г. среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата государственных
гражданских служащих в региональных
органах исполнительной власти составила
41,6 тыс.рублей.
Рост среднемесячной номинальной
начисленной заработной платы муниципальных
служащих в 2011г. составил 9% по отношению
к 2010г. ( в 2010г.–25,6 тыс.рублей, в 2011г.–26,7
тыс.рублей).
Существенно возросли расходы
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации на содержание работников
органов государственной власти и
местного самоуправления – в 2011г. на 12,7%
по сравнению с предшествующим годом,
составив 303,5млрд.рублей. В 2010г. зафиксирован
рост на уровне 4,5% (269,2млрд.рублей), в 2009г.–на
5,9% (257,6млрд.рублей).
Рисунок №1
Доля неэффективных
расходов в сфере организации государственного
и муниципального управления (% от общего
объема консолидированных бюджетов субъектов
РФ)
Расходы консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
на оплату труда и начислений на оплату
труда работников органов государственной
власти и местного самоуправления по-прежнему
растут в абсолютном выражении ( в 2011г.–396,3
млрд.рублей, или 5,2% от всех расходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации,
в 2010г. 355,2 млрд.рублей, или 5,4%, в 2009г.
было отмечено снижение на 3 млрд.рублей,
что составило 342,5 млрд.рублей, или 5,5%).
2.4. Оценка эффективности
расходования бюджетных средств в сфере
организации государственного управления
Объем неэффективных
расходов в сфере организации
государственного и муниципального
управления по сравнению с 2010
годом существенно возрос и
составил 94,3 млрд.рублей ( в 2010г.-82,4млрд.рублей),
что связан о прежде всего с увеличением
объема финансирования сферы. Вместе с
тем доля сохранилась на прежнем уровне
(1,2% от общих расходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
в 2011г., как и в 2010г., 1,3% - в 2009 году, 1,4% в 2008г.).
В семи регионах России неэффективные
расходы в сфере государственного управления
отсутствуют с 2007 года: города Москва и
Санкт- Петербург, Республика Татарстан,
Тюменская, Кемеровская области, Ненецкий
и Чукотский АО. По итогам 2011г. отсутствие
неэффективных расходов также зафиксировано
в Республике Мордовия.
Наибольшая доля неэффективных
расходов в сфере организации государственного
и муниципального управления в общем объеме
консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации приходится на Тверскую
область–4,5%, Хабаровский край–3,5%, Волгоградскую
и Иркутскую области –3,4%, Еврейскую АО
и Республику Адыгея – 3,2%, Ханты-Мансийский
АО –3%.
Диаграмма №1
Доля неэффективных
расходов в сфере организации государственного
и муниципального управления в общем объеме
расходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации (%)
В 2011 году доля неэффективных
расходов в сфере организации государственного
и муниципального управления по сравнению
с 2008годом выросла в 25 регионах. Наибольшее
увеличение произошло в Московской области
(более чем в 8 раз) и Кабардино-Балкарской
Республике (в 1,5 раза).
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Примеры показателей результативности
государственных служащих, применяемых
в ОГВ
Доля подготовленных проектов нормативных
правовых актов, утвержденных и вступивших
в законную силу, от общего количества
подготовленных проектов нормативных
правовых актов за год (в %)
Доля писем и жалоб, по которым подготовлены
и отправлены ответы в установленные сроки
(в %)
Доля проектов документов, оформленных
с нарушением установленных требований
(в %)
Средняя продолжительность согласования
одного проекта нормативного правового
акта/документа (в днях)
Количество выявленных существенных
расхождений между плановыми и фактическими
результатами деятельности структурного
подразделения по итогам месяца (в абсолютных
величинах)
Количество случаев возвращения проектов
годовых планов деятельности структурного
подразделения непосредственным руководителем
на доработку (в абсолютных величинах)
Средняя продолжительность подбора на
вакантную должность (в днях)
Средняя продолжительность обработки/внесения
изменений в одно электронное дело гражданского
служащего (в минутах)
Количество принятых граждан по личным
вопросам в месяц (в абсолютных величинах)
Количество случаев отсутствия запрашиваемой
информации в базе данных на 100 обращений
(в абсолютных величинах)