Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:16, контрольная работа
Интересный метод оценки национального богатства предлагает А. Терехов. По его мнению, при описании структуры национального богатства в самом общем виде можно рассматривать следующие три укрупненные группы потребительных стоимостей, образующих национальное богатство:
ВВЕДЕНИЕ………………..……….………………………………………..……………………...с.3
1 СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………….………………………………..с.5
2 ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ПРАВОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………............................с.10
3 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК АСПЕКТ……………….............................................с.14
СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
4 О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ………………………………...……………………………………………………………...с.22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………………………......с.24
ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………………………..с.26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….....с.29
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………...……………………………………....с.31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
• нет преступления, не указанного в правовом законе;
• нет наказания, не предусмотренного правовым законом;
• неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;
• соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;
• недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым законом;
• человек подвергается
только таким ограничениям, какие
установлены законом исключител
• обжалование в суде любых неправомерных действий;
• эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов [11, c. 54 – 60].
2 ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
История учений о правовой государственности — богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка проблем правового государства.
Опыт политико-правовой мысли свидетельствует о том, что правовое государство — как специальная конструкция (модель) правовой организации публично-политической (государственной) власти и особая форма правовых взаимосвязей между индивидами, обществом и государством — означает официальное признание, закрепление и соблюдение как минимум следующих трех положений: 1) прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и свобод гражданина); 2) верховенства правового закона; 3) правовой организации самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Эти три компонента правового государства (гуманитарно-правовой, нормативно-правовой и институционально-правовой) тесно взаимосвязаны, предполагают друг друга и представляют собой лишь различные аспекты господства права в различных сферах жизни людей [5, c. 43 – 60].
Так, без надлежащей организации государственной власти, должного разграничения задач, функций и правомочий различных органов власти, определенного порядка их взаимоотношений и т.д. не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни тем более их верховенства. С другой стороны без соответствия праву и соблюдения требований правового закона невозможна сама организация системы власти правового государства. А без этого невозможна и реализация прав и свобод человека.
Для правового государства, конечно, необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов. Для этого необходимо такое государство, которое исходило бы из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще в процессе осуществления всех иных своих функций. Но все это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политической власти осуществлена на правовых началах и соответствует требованиям права. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.
В целом правовое государство — это особая форма правовой организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.
Согласно либертарно-
Тем самым эта либертарно-юридическ
Правовое же государство в его современном общераспространенном смысле — это, как мы уже неоднократно отмечали, специальная государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая (соответствующая условиям и потребностям гражданского общества) модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная, новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично-политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина. Отличительными свойствами такого правового государства как специальной государственно-правовой конструкции и нового типа государства являются отмеченные выше компоненты: гуманитарно-правовой (официально закрепленные прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека); нормативно-правовой (верховенство правового закона) и институционально-правовой (или организационно-правовой — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную).
Подобная специальная государственно-правовая конструкция (т.е. современное правовое государство) предполагает современный уровень в прогрессе свободы людей и соответствующую степень развитости гражданского общества, права и государства. Без такой исходной базы развитой свободы во всех сферах жизни индивидов того или иного социума (народа) невозможны и сознательная разработка, конституционно-правовое закрепление и практическая реализация надлежащей (подходящей для данного народа и общества) модели правового государства [17, c. 320 – 322].
Правовое государство и правовой закон, как и государство и право вообще, — не самоцель, а социально-исторически обусловленные всеобщие формы выражения, организации, упорядочения и реализации защиты прав и свобод человека и гражданина. Содержание и характер этой (выражаемой в государственно-правовых формах) свободы, ее широта и объем, ее субъектная и объектная структуры (субъекты и сферы свободы) и т.д., словом, ее количество и качество определяются достигнутым уровнем социально-исторического развития людей. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания и т.д. Но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием общецивилизационного и общечеловеческого прогресса [10, c. 90 – 92].
3 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
КАК АСПЕКТ ПРАВОВОГО
Термин «гражданское общество» стал употребляться уже более двух столетий тому назад. Однако в советской правовой науке соответствующее понятие специально не использовалось. На постсоветском пространстве к нему стали обращаться после официального признания в конце 80-х годов концепции правового государства и в связи с ней. При этом основной упор делается на уяснении различий между гражданским обществом и правовым государством.
Генезис самой идеи гражданского общества, как и правового государства, обнаруживается уже в трудах древнегреческих ученых («Политика» Аристотеля, «Государство» Платона и др.).
В юридическом смысле идея гражданского
общества нашла свое выражение в
римском гражданском праве (ius civile)
и трудах древнеримских правоведов.
Свое логическое развитие она получила
в эпоху Возрождения в
Под гражданским обществом стали понимать ту сферу общественных отношений, которые должны находиться в определенной независимости от государства (имущественные, рыночные, семейные, религиозные, нравственные). Гражданское общество все последовательнее истолковывалось как область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, в первую очередь частных предпринимателей и потребителей, т.е. как сфера отношений, в известной мере неподконтрольных государственным институтам. При такой трактовке гражданского общества государство не должно было вмешиваться в сферу частных интересов. За ним признавалась роль «ночного сторожа», в лучшем случае арбитра в цивильных (гражданско-правовых) отношениях.
Значительный вклад в
Две черты гегелевского представления о гражданском обществе, с которыми трудно согласиться, заключаются в том, что, во-первых, гражданское общество возникает позднее государства, и во-вторых, гражданское общество есть общество буржуазное. «Гражданское общество, - утверждал Г.Гегель, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества выступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное».
Трактуя гражданское общество как
систему удовлетворения личных потребностей
посредством труда в условиях
формального равенства всех людей,
утверждения частной
Противоречия гражданского общества, по мнению Г.Гегеля, разрешаются в разумном государстве, которое виделось им как конституционная монархия с разделением властей. По отношению к гражданскому обществу как сфере особенного (личного, частного интереса) государство выступает в качестве интереса всеобщего, как внешняя необходимость. Иными словами, благодаря государству частный интерес (особенное) сохраняется и воплощается в интересе общественном (всеобщее).
Первоначально гегелевская трактовка
соотношения гражданского общества
и государства позитивно
Это значит, что в отличие от
гегелевской позиции марксизм не
отождествляет гражданское
Таким образом, марксизм по существу не проводит различий между понятиями «гражданское общество» и «общество». Проходя в своем развитии различные этапы, гражданское общество обусловливает и развитие политической надстройки, государства, которое со своей стороны оказывает на него позитивное или негативное воздействие, прогрессивное или реакционное влияние. К.Маркс отмечал, что необходимо «рассматривать существующее общество (и это сохраняет силу и для всякого будущего общества) как «основу» существующего государства (или будущее общество как основу будущего государства)2. Ф.Энгельс, касаясь этого вопроса, писал, что «государство -есть продукт общества на известной ступени развития»3. При этом марксистскому учению об обществе и государстве присуща классово-идеологическая последовательность в их трактовке, означающая в конечном счете отрицание частной собственности, частнособственнического общества, а следовательно, и эксплуататорского государства.