Системы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Каждой самостоятельной отрасли права присущи ее целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределяли взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.
Административное право - целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существуют субординация норм разной юридической силы: общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 30.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Административное  право»

На тему: «Системы административного права»

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие системы  административного права.

 

   Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.

   Систематизация норм  административного права имеет  существенное теоретическое, практическое  и познавательное значение. Нормы  Особенной и Специальной частей  не должны противоречить нормам части Общей, а в случае такого противоречия, действуют нормы Общей части. На основе данной классификации строится наука административного права и изучение его курса.

   Система административного права- это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

   Под административно-правовой  нормой понимают установленное  государством, обеспеченное возможностью  применения административного принуждения  и закрепленное в источниках  административного права правило  поведения, регулирующее отношение  в сфере государственного управления.

   Каждой самостоятельной отрасли права присущи ее целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределяли взаимосвязь образующих отрасль юридических норм. 
Административное право - целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существуют субординация норм разной юридической силы: общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования общественных отношений.

   Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно связанных между собой.

Система административного  права делится на общую и особенную части.

Общая часть - включает в себя нормы, охватывающие управление в целом. Она включает в себя институты:

   -устанавливающие  административно-правовой статус  граждан (индивидуальных субъектов  права) и негосударственных организаций;

   -регулирующие основы  организации и деятельности исполнительной  власти (аппарата государственного  управления);

   -обеспечивающие законность  деятельности исполнительной власти;

   -регламентирующие  принуждение по административному  праву.

Особенная часть – состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти. Она включает институты, регулирующие:

   -обеспечение безопасности  граждан, общества, государства,  а также административно-политическую  деятельность;

   -организационно-хозяйственную  деятельность;

   -социально-культурную деятельность;

   -деятельность государственной  администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

   К числу основных  принципов отрасли относятся  эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность  государства и личности.

   Основные цели  административного права можно  определить так:

   -Создание условий  для реализации гражданами, их  объединениями прав и свобод, осуществление которых связано  с функционированием исполнительной  власти;

   -Создание условий  для эффективной деятельности  административной (исполнительной) власти;

   -Создание условий  для развития экономики, материальной  базы существования общества  и всех его институтов;

   -Обеспечение защиты  граждан и общества от административного  произвола, от злоупотреблений  , небрежности, своеволия публичной  исполнительной власти.

Для существования и развития граждан и государства очень  важно то, как административно-правовое регулирование способствует достижению названных целей.

 

Система административного  права – это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты. Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления эти нормы составляют первую (общую) часть, нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления, они составляют вторую (особенную) часть, и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности, составляющие третью часть.

Принципы  административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права.

К числу основных принципов  относятся:

  • Демократизм нормотворчества и реализации права;
  • Равенство граждан перед законом и правоприменителем;
  • Взаимная ответственность государства и личности;
  • Федерализм;
  • Гуманизм;
  • Законность;

 

 

 

 

 

Признаки  норм административного права

 

1)Предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) Строгая иерархия, в  случае противоречия одной нормы  другой, действует высшая по юридической  силе;

3) Большинство норм административного  права носят императивный (обязывающий)  характер;

4) Действие административно-правовых  норм обеспечено специальными  видами ответственности: административной  и дисциплинарной.

5) Административно-правовая  норма имеет специфическую структуру:  как правило, она не имеет  гипотезы либо не выражена.

Диспозиция и санкция  часто разъединены и могут  быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

 

Виды институтов административного права.

 

Принципы административного  права;

Административно-правовой статус граждан (физических лиц);

Административно-правовой статус органов исполнительной власти;

Государственная и муниципальная  служба;

Административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);

Административно-правовой статус предприятий, учреждений;

Формы государственного управления;

Методы государственного управления;

Административная ответственность;

Административный процесс;

Обеспечение законности в  государственном управлении;

Административно-правовые основы управления в сфере экономики;

Административно-правовые основы управления в социально- культурной сфере;

Административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

 

Система административного  права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

   Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. В системе административного права можно выделить такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет.

   Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право — это правовой институт административного права. В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права. Поэтому, говоря о системе административного права, следует отметить, что она наряду с правовыми институтами включает в себя и подотрасль.

   Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

 

 

 

   Традиционное построение системы административного права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному праву. Устойчивость общей части административного права можно объяснить преемственностью его основных элементов и средств воздействия.

   Необходимо различать систему административного права и систему административно-процессуального законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов.

   Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.

   Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли:

а) нормативно-структурная (предмет  административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);

б) органы  исполнительной власти;

в) государственная служба;

г) административно- правовые режимы;

д) административный процесс, законность в управлении;

е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

   К подотраслям административного законодательства можно отнести:

а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». 

   Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах»,   «Государственная  служба   в   государственных органах субъектов РФ»,  «Государственная служба  в государственных учреждениях и предприятиях»;

 
в) «Административно-правовые режимы»  с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;

г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная   регистрация»,   «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.

д) «Государственное  управление  в  сферах  государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п. Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная  деятельность» с институтами  «Учет», «Контроль», «Надзор».

   Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

   В рамках административного права выделяемое админитративно- процессуальное законодательство также делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

   Членение отрасли на подотрасли, институты, подинституты, акты, нормы отражает их связь и внутреннюю соподчиненность.

   Большинство отраслей права со временем выделили из своей системы отдельные процессуальные отрасли (например, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право), другие пользуются наработками соответствующих процессуальных отраслей либо процессуальными нормами административного права. Некоторые административисты склонны выделять из системы административного права отдельную отрасль (подотрасль) административного процессуального права. Иногда процессуальные нормы выделяют в специальную часть административного права, наряду с традиционными общей и особенной частями. 
 
   Однако процессуальные нормы административного права столь разнообразны и разноплановы, что их лишь условно можно объединять в отдельный самостоятельный институт. В нем окажутся соединенными единой институциональной принадлежностью и процедуры привлечения к административной ответственности, и процедуры реализации различного рода властных полномочий субъектов государственного управления в процессе осуществления ими своих полномочий, и различные разрешительные и легализующие процедуры, и многие другие процедуры, порядки, правила и т.п. 
 
   Помимо процессуальных норм, усложняющих своим наличием систему административного права, большое количество споров вызывает и структура общей и особенной частей административного права, а также само количество выделяемых частей отрасли. Очевидно, что общая часть отрасли должна объединять те нормы и институты, которые действуют применительно ко всем сферам правового регулирования этой отрасли. К таким относят нормы о статусе субъектов отрасли права, об отраслевых принципах правового регулирования, нормы об ответственности, процессуальные нормы и т.д. В то же время многие авторы (их абсолютное большинство) включают в структуру общей части административного права также нормы о понятии, методах, формах и общих принципах государственного управления, а также нормы института государственной службы.

Информация о работе Системы административного права