Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 21:03, курсовая работа
Цель работы раскрыть понятия собственность, право собственности, установить конституционные основы данных явлений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие собственности, определить его исторические типы и источники закрепления;
изучить действующее законодательство, регулирующее вопросы права собственности;
определить и дать характеристику составляющим права собственности;
Введение…………………………………………………………………………………3-4
Раздел 1. Общие положения о собственности
1.1 Понятие собственности и его историческое
законодательное закрепление ………………………………………………………..5-7
1.2 Исторические типы собственности………. …………………………………….7-10
Раздел 2. Общие положения о праве собственности
2.1 Понятие и содержание права собственности………………………………….11-14
2.2 Основания приобретения права собственности. Момент перехода права собственности…………………………………………………………………...................14-16
2.3 Основания прекращения права собственности………………………………16-19
Раздел 3.Конституционное закрепление собственности и права собственности
3.1 Конституционное содержание основ отношений собственности…………….20-21
3.2 Государственная собственность.……………………………………………….22-23
3.3 Частная собственность…………………………………………………………23-25
Заключение……………………………………………………
1) основания, прекращающие право собственности на вещь либо по воле самого собственника, либо в результате исчезновения самой вещи (п.1 ст.236 ГК);
2) основания принудительного, вопреки воле собственника прекращения права собственности на имущество при передаче последнего в собственность других лиц (п.2 ст.236 ГК).
К первой группе оснований прекращения права собственности относят:
- Отчуждение имущества (передача его в собственность других лиц) - право собственности одновременно возникает у приобретателя по тем же основаниям, по которым оно прекращается у отчуждателя ;
- Отказ от права собственности – в этом случае собственник, в отличие от отчуждателя, не имеет намерения передать свое право определенному лицу (ст.237 ГК);
- Прекращение существования объекта – уничтожение имущества может производиться в результате действия собственника или третьих лиц; либо по независящим от них обстоятельствам. Уничтожение имущества собственником следует рассматривать как реализацию им своего правомочия распоряжения данным имуществом. Уничтожение вещи в результате противоправных действий третьих лиц является основанием возникновения обязательственного правоотношения (собственник получает право на возмещение вреда путем предоставления ему в собственность другого аналогичного имущества или возмещения стоимости уничтоженного имущества в денежном выражении). В случаях, когда гибель имущества нельзя поставить в вину ни самому собственнику, ни третьим лицам (в результате воздействия стихийных сил природы, массовых социальных потрясений), прекращение права собственности возлагает неблагоприятные последствия на собственника погибшего таким образом имущества (ст.212 ГК);
-Утрата права собственности на имущество – такое основание имеет место, к примеру, когда при использовании собственником вещей, определенных родовыми признаками, они обезличиваются с аналогичными вещами других лиц и в результате перестают быть собственностью данного лица ввиду невозможности их индивидуализации. Так, в случаях, прямо предусмотренных договором хранения, допускается хранение с обезличением (ст.780 ГК). Принятые на хранение вещи одного поклажедателя могут смешиваться с вещами того же рода и качества других поклажедателей. В такой ситуации поклажедатель утрачивает право собственности на переданное на хранение имущество и приобретает обязательственное право на получение равного или определенного по соглашению с хранителем количества вещей того же рода и качества.
Перечень оснований прекращения права собственности вопреки воле собственника включает:
• Обращение взыскания на имущество по обязательствам – производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законодательством или договором (ст.238 ГК);
• Отчуждение имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать данному лицу – например, вещей, ограниченных в обороте (ст.239 ГК);
• Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, если такое изъятие невозможно без прекращения права собственности на недвижимость, находящуюся на данном участке (ст.240 ГК);
• Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст.241 ГК), и домашних животных (ст.242 ГК);
• Реквизиция – принудительное изъятие имущества в собственность государства в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с выплатой его стоимости (ст.243 ГК);
• Конфискация – безвозмездное обращение имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение (преступление), (ст.244 ГК). Конституция Республики Беларусь (ст. 44) предусматривает возможность конфискации имущества только по постановлению суда.
• Изъятие земельного участка у собственника, владельца, пользователя в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством (ст.271 ГК);
• Разгосударствление и приватизация (ст.218 ГК);
• Национализация – допускается только на основании принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закона о порядке и условиях национализации имущества.
Таким образом, право собственности можно определить как совокупность норм права, в том числе конституционного, гражданского, семейного, земельного, регулирующих общественные отношения, связанные с оказанием тем или иным образом воздействия на вещь, которое выражается в содержании права собственности, включающее в себя установленные законодательством правомочия собственника в отношении принадлежащего имущества.
Широкий перечень оснований возникновения и прекращения права собственности, позволяет говорить о том, что в нашей стране уделяется особое внимание отношениям собственности, их законодательному урегулированию, которое направлено, в первую очередь, на защиту прав собственника.
Раздел 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ И ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
3.1 Конституционное содержание основ отношений собственности
В советское время государственная собственность была доминирующим типом собственности. Об этом свидетельствуют тексты конституций, действующих на территории бывшей БССР. В то время не существовало частной собственности на землю, на объекты производства, транспорта, бытового обслуживания и т.д. Все это объявлялось общенародной собственностью и принадлежало одновременно всем и каждому члену общества. Стоит отметить, что такая политика советской власти в отношении собственности усугубляло положение экономики страны. Из-за отсутствия конкуренции, постоянных выполнений планов, существовал дефицит на товары народного потребления, люди были вынуждены стоять в очередях, чтобы приобрести более значительное имущество, запрещался ввоз каких-либо товаров из-за рубежа.
Однако, изменения в политической системе государства привели к изменениям в отношениях собственности. С принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года появляется множественность форм собственности (Приложение 3), предполагающая наличие не только государственной, но и частной собственности. Так, ст.13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что собственность может быть государственной и частной, а остальные части этой же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления данных форм собственности.
Законодательством также допускается функционирование смешанных форм собственности (государственной и частной). Примером такой формы собственности может выступать акционерное общество с долей государства в уставном фонде.
Согласно ч.3 ст.13 Конституции, государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Данные гарантии государства означают, что все субъекты права собственности находятся в равных условиях перед вступлением в правовые отношения с другими участниками гражданского оборота и осуществлении правомочий собственника, а при нарушении данных прав имеют право на их защиту равным образом в общих и хозяйственных судах.
Статья 44 Конституции указывает, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Содействие в приобретении собственности, в первую очередь, выражается в предоставлении льготного кредита на строительство жилья или предоставления права приватизации. Также государственные и негосударственные банки и небанковские кредитно-финансовые организации предоставляют огромное количество кредитов, в том числе, на потребительские нужды, на развитие бизнеса, что напрямую связано с приобретением права собственности.
Ч.1 вышеуказанной статьи гласит «неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Это означает, что неприкосновенность собственности – принцип, обеспечивающий собственникам возможность стабильного осуществления своих полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нарушение этих правомочий влечет ответственность перед законом, а для решения вопросов их наследования существует институт наследственного права, позволяющего на законодательном уровне определить круг наследников.
Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, которые не противоречат закону. При этом осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц ( ч.5 ст.44 Конституции).
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. ( ч.4 ст.44 Конституции).
3.2 Государственная собственность
Статья 215 ГК Республики
Беларусь определяет право государственной
собственности. В соответствии с ней,
государственная собственность выступает
в виде республиканской
собственности (собственность Республики
Беларусь) и коммунальной
собственности (собственность административно-
Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Она состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства, и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.
Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь. В Законе Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» содержится перечень объектов, которые не могут находиться в чьей-либо собственности, кроме как в собственности государства. Статья 2 данного Закона устанавливает, что законодательство об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, основывается на Конституции Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 107 Конституции осуществление функций собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организация управления государственной собственностью возложена на Совет Министров Республики Беларусь. Для выполнения данных функций в структуре Правительства создан и действует Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, одной из главных задач которого является проведение единой государственной политики в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь (ст.3 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 958 «Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь»).
Собственность административно-
Статья 121 Конституции устанавливает, что местные Советы депутатов определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью.
Статья 129 Конституции определяет, что государственный контроль за использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, осуществляет Комитет государственного контроля.
3.3 Частная собственность
Частная собственность является перспективной формой развития собственности в демократическом обществе. Именно поэтому, Республика Беларусь, как демократическое государство, предусматривает в своей конституции данную форму собственности.
Согласно п.3 ст.213 ГК частная собственность в стране принадлежит физическим и негосударственным юридическим лицам. К числу физических лиц относят не только граждан Республики Беларусь, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 04.01.2010 № 105-З могут иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Также правом частной собственности, в случаях установленных законодательством, могут обладать иностранные государства и международные организации. В частности, ст.12 Кодекса Республики Беларусь о земле устанавливает право частной собственности на земельные участки указанных субъектов.
Состав негосударственных юридических лиц, как субъектов права частной собственности, представлен юридическими лицами различных организационно-правовых форм. К таковым относят: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы, закрытые и открытые акционерные общества. Общественные объединения, являясь некоммерческими организациями, также выступают субъектами права частной собственности. Так, ч.1 ст.21 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ определяет, что общественное объединение, союз могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, за исключением объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.
Информация о работе Собственность, право собственности и их конституционное закрепление