Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 04:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – сравнить понятия административного правонарушения и преступления и выявить сходства и различия между данными терминами.
В настоящей работе основными задачами ставятся:
рассмотрение понятий административного правонарушения и преступления, а также характерных для них признаков;
подробный сравнительный анализ административного правонарушения и преступления на основе действующего законодательства, а также трудов ученых;
выявление сходства и различия между административным правонарушением и преступлением.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………………………………………….…….……….5
Состав административного правонарушения…………….………………5
Состав преступления……………………………………….……………..10
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ…..…………………….………..16
2.1.Разграничение составов административного правонарушения и преступления……………………....…………………………………….….……16
2.2.Корреляция правовых последствий административного правонарушения и преступления……………………………………….………………….………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….……..28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…...………………………………….30
Рарога А.И. считает, что состав преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, наличие которых дает основание признать данное общественно опасное деяние преступлением11.
Так же автор отмечает, что каждое отдельное преступление как социальное явление, волевой акт общественно опасного поведения человека характеризуется большим разнообразием индивидуальных признаков, обстоятельств, особенностей.
Законодательное определение состава преступления создается на основе обобщения характеристик преступлений того или иного вида, выделения из разнообразия отдельных преступных проявлений наиболее существенных типичных признаков, необходимых и достаточных для констатации наличия в деянии преступления данного вида. Эти признаки и включаются в диспозицию статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации в качестве конкретного состава преступления.
Однако, как утверждает Козаченко И.Я. статьи особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации неполно описывают признаки состава того или иного преступления. Ряд этих признаков путем обобщения как бы вынесен за скобки и помещен в статьи Общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации, например, такие признаки субъекта преступления, как возраст, вменяемость. Следовательно, для определения наличия или отсутствия состава преступления в каждом конкретном случае необходимо обращаться к содержанию не только особенной, но и общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации12.
Согласно статье 3 Уголовного Кодекса Российской Федерации уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом13. Преступление же на лицо тогда, когда в действиях виновного содержатся все указанные в законе признаки конкретного состава преступления. Таким образом, если фактическим основанием уголовной ответственности является совершение общественно опасного деяния (преступления), то юридическим – наличие в этом деянии состава конкретного преступления, предусмотренного определенной нормой особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации. Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса, если в деянии отсутствует состав преступления в соответствии с п.2 ст. 5 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации. Это принципиальное положение является одной из важнейших гарантий соблюдения законности в борьбе с преступностью14.
Состав преступления отличает преступление одного вида от другого: кражу от грабежа, грабеж от хулиганства и так далее. Иногамова-Хегай Л.В. считает, что установление в деянии состава того или иного преступления предопределяет правильное применение уголовного закона при расследовании и рассмотрении дела об этом деянии, правильную юридическую квалификацию действий виновного15.
Козаченко И.Я. дает определение квалификации преступления, говоря, что это установление точного соответствия признаков совершенного деяния (преступления) признакам того или иного конкретного состава преступления, предусмотренного диспозицией статьи особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации.
А так же говорит о том, что квалификация преступления производится по соответствующей статье, части или пункту статьи Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающей данный состав преступления, например, ч.3 ст. 148, ч.1 ст. 144 или п. «б» ст. 102 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В случаях, когда преступление было пресечено на стадии приготовления или покушения, оно квалифицируется дополнительно по ст. 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а при совершении преступлений в соучастии действия соучастников квалифицируются дополнительно по ст. 17 Уголовного Кодекса Российской Федерации16.
Важнейшей задачей уголовного судопроизводства является обеспечение правильного применения законов с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Правильная квалификация совершенных преступлений – непременное условие соблюдение законности.
Таким образом, состав преступления всегда конкретен. Признаки того или иного состава преступления указаны в законе.
В теории российского уголовного права на основе обобщения признаков конкретных составов преступлений создается общее учение о составе преступления. Оно помогает глубже уяснить содержание норм уголовного закона, сущность и взаимосвязь описанных в этих нормах признаков составов преступлений.
Все признаки, определяющие каждый состав преступления, в теории уголовного права подразделяются на четыре группы: признаки, характеризующие объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления. Эти четыре группы признаков принято именовать элементами состава преступления. В любом составе преступления всегда четыре элемента. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие всего состава преступления. Что же касается количества признаков, характеризующих эти элементы, то оно различно, так как всецело зависит от законодательного определения того или иного состава преступления.17
Гаухман Л.Д. рассмотрев эти элементы дает им определения. Объект преступления – это те охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступление причиняет или может причинить существенный вред.
Субъект преступления – это лицо, которое совершило преступление и способно нести за него уголовную ответственность.
Само преступное посягательство или деяние рассматривается в теории уголовного права двояко: с объективной стороны и с точки зрения отношения субъекта к своим действиям, т.е. со стороны субъективной.
К объективной стороне преступления относятся характеристика самого деяния - действие или бездействие, последствий этого деяния, т.е. причиненного преступлением ущерба, и некоторые другие объективные признаки деяния.
К субъективной стороне преступления относятся психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям (вина в форме умысла или неосторожности), а также мотив и цель преступления18.
Совокупность всех четырех групп признаков образует состав преступления. Поэтому данные группы признаков рассматриваются в теории уголовного права как элементы состава преступления. Анализ содержащихся в законе признаков того или иного преступления по данным элементам – это анализ состава преступления, прием, который помогает глубже и точнее уяснить содержание законодательных определений в целях правильного применения закона.
Состав преступления образует только наличие всех четырех его элементов. Несоответствие определениям, а следовательно, отсутствие, хотя бы одного из этих элементов означает отсутствие данного преступления в целом. Рассматриваемое деяние либо содержит состав иного преступления - административного правонарушения, либо вообще не является преступлением.
Рассмотрев составы административного правонарушения и преступления можно сделать вывод, что у этих двух правовых институтов существуют как сходства, так и различия.
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1.Разграничение составов административного правонарушения и преступления
В теории и на практике часто возникает вопрос о соотношении административного правонарушения с преступлением, дисциплинарным проступком. В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения:
а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления;
б) они вредны для общества, но не общественно опасны;
в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными. Основы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности19.
Изучая научные работы авторов по существу, можно отметить, что административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности:
Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства;
Во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»;
В-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности;
В-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В Уголовном Кодексе Российской Федерации в статье 14 общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству.
В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений;
В-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснована ли государственная репрессия за их совершение;
В-седьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, а также внешне сходных, совпадающих по ряду своих параметров преступлений и административных правонарушении в особенности. Разграничение составов преступления и административного правонарушения можно показать на примере конкретных норм.
Например, в ч. 1 ст. 141 Уголовном Кодексе Российской Федерации установлена ответственность за воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума. Кроме того, в ст. 141 Уголовном Кодексе Российской Федерации выделена часть вторая, где наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления отнесены к квалифицирующим признакам20. В ст. 141 Уголовного Кодекса Российской Федерации речь идет фактически о трех преступлениях:
1) воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав (воспрепятствовании участию в голосовании и воспрепятствовании осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления);
2) воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме;
3) воспрепятствовании работе избирательных комиссий21.
Воспрепятствование участию в голосовании может состоять в прямом отказе или иных незаконных действиях, направленных на создание препятствий ознакомлению со списками избирателей, подаче заявления о включении в списки избирателей, получению открепительного удостоверения при изменении места нахождения в день выборов, явке на избирательный участок, получению бюллетеня для голосования и т. д. Аналогичные незаконные действия могут оказаться препятствием для участия гражданина в референдуме. Воспрепятствование осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления может состоять, например, в незаконном отказе зарегистрировать гражданина в качестве кандидата в депутаты Государственной или областной думы либо органа местного самоуправления; в создании препятствий для ведения свободной агитации самому кандидату или его доверенным лицам; в незаконном отказе кандидату в выступлении в средствах массовой информации. Воспрепятствование работе избирательных комиссий может состоять в создании препятствий работе членов избирательной комиссии на избирательном участке или избирательной комиссии на более высоком уровне. Препятствия могут состоять в лишении возможности для членов избирательной комиссии работать в ее составе, в лишении возможности наблюдателей присутствовать при голосовании или подсчете голосов, в совершении административных правонарушений или преступлений, посягающих на общественный порядок, и т. п. Санкция части 1 данной статьи, предусматривает наказывается штрафом в размере наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. По части 2, этой же статьи, лицо наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет22.
Но в тоже время, по ст. 5.1 Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей23. Или в соответствии со ст. 5.7 Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации, Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей24.
Таким образом, мы видим, что за совершение практически одинаковых преступлений, наступает различная ответственность. Следовательно, даже если объект и субъект преступления и правонарушения одинаковы, то наказание назначается в зависимости от общественной опасности правонарушения, то есть законодатель проводит грань между составом преступления и административного правонарушения, основываясь на признаке объективной стороны. Вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлении и административных правонарушений имеет важное практическое значение, поскольку административная ответственность за правонарушения наступает лишь при условии, что они не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения – только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушения правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения – административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда человеку – преступление.
Информация о работе Соотношение понятий административное правонарушение и преступление