Состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – Кодекс) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из вышеуказанного, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков.

Содержание

Введение
1. Объект административного правонарушения
2. Объективная сторона административного правонарушения
3. Субъект административного правонарушения
4. Субъективная сторона административного правонарушения
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Административное правонарушение контрольная работа.docx

— 83.42 Кб (Скачать файл)

 
 

Список использованных источников и литературы

 

1.Конституция РФ (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года.

2.Кодекс РФ об административных  правонарушениях. ФЗ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // «Российская газета». №256. 31.12.2001г.

3.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.

4.Бахрах Д.Н. Административное  право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская  группа НОРМА-ИНФРА-М), 2008. – 640 с.

5.Борисов А.Н. Административные  правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г.

6.Кизилов В.В. Административная  ответственность организаций-налогоплательщиков  за налоговые правонарушения: теория  и судебная практика. - "Издательство  Саратовского университета", 2005 г.

7.Комментарий к Кодексу  Российской Федерации об административных  правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. – «Проспект», 2006 г.

8.Комментарий к Кодексу  Российской Федерации об административных  правонарушениях. Под ред. Ю.М. Козлова. – «Юристъ», 2008 г.

9.Комментарий к Кодексу  Российской Федерации об административных  правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 768 с.

10.Пархачева М.А., Каминская  Н.Л., Шеленков С.Н. Контрольно-кассовая техника: новый порядок применения. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

11.Черкаев Д.И. Административная  ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11.

12.Четвериков В.С. Административное  право: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.

 

 

[1]Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. Под общ. ред. Е. Н. Сидоренко. – «Проспект», 2006 г. С. 34.

[2]Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. Под общ. ред. Е. Н. Сидоренко. – «Проспект», 2006 г. С. 34.

[3]Четвериков В. С. Административное право: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. С. 112.

[4]Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. С. 240.

[5]Борисов А. Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г. C. 48.

[6]Борисов А. Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г. C. 48.

[7]Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.13.

[8]Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю. М. Козлова. – «Юристъ», 2008 г. C. 34.

[9]Борисов А. Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г. C. 56.

[10]Четвериков В. С. Административное право: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. С. 114.

[11]Пархачева М. А., Каминская Н. Л., Шеленков С. Н. Контрольно-кассовая техника: новый порядок применения. - Система ГАРАНТ, 2003 г. С. 56.

[12]Кизилов В. В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. - "Издательство Саратовского университета", 2005 г. С. 32.

[13]Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.14.

[14]Кизилов В. В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. - "Издательство Саратовского университета", 2005 г. С. 32.

[15]Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.15.

[16]Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.16.

[17]Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.16.

 

Понятие и признаки административного правонарушения


 

 

Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления вредных последствий не желал.

Характерным правонарушением с прямым умыслом является нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ). Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ) также правонарушение, совершаемое с прямым умыслом. А вот деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ, выражающиеся в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом или в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта), могут иметь как прямой, так и косвенный умысел. Причем, как показывает изучение дел, возбужденных по ч. 2 ст. 14.23, подобные правонарушения совершаются в основном с косвенным умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных послелствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, — типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, поскольку не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), имеет место неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Кстати, рассмотренное выше правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ (заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом), в ряде случаев совершается по неосторожности: по небрежности не проверяется, было ли лицо, с которым заключается договор на управление юридическим лицом, дисквалифицировано.

Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и но неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть).

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежным). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих ДТП известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и т. п., в результате чего не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает.

Информация о работе Состав административного правонарушения