Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель исследования: выявление роли стандартизации социальных услуг в организации социального обслуживания населения и разработка рекомендаций по оптимизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне.
Основные задачи исследования:
1. Выявить основные теоретические подходы к определению статуса социального обслуживания населения.
2. Исследовать социальное обслуживание населения в контексте социологического знания.
3. Обосновать эффективность использования социологической концепции жизненных сил человека как методологической основы социологического анализа социального обслуживания населения.
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава1. Законодательство РФ о социальной защите населения……..…4
1.1 Юридические гарантии в сфере социального обеспечения……….7
1.2 Принцип правового социального обеспечения ………………………8
1.3 Виды социального обеспечения…………………………………………13
1.4 Социальная ситуация в РФ………………………………………………..16
Глава2. Социальное развитие Саратовской области……………………...19
Глава3. Социальная защита населения Саратовской области………….21
3.2 Социальное законодательство в отдельных сферах деятельности…………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………….27
Предметом
особой заботы государства должны стать
социально слабые слои населения, нетрудоспособные,
особенно инвалиды.
1.1 Юридические
гарантии в сфере социального
обеспечения
В настоящее
время проблема гарантирования предоставляемых
законом прав в ходе решения задач восстановления
экономики нашего общества, его демократизации,
создания правового государства проявилась
с особой остротой как проблема эффективности
всей системы законодательства, как необходимость
создания согласованной системы гарантий
реализации законов.
Таким образом,
общая проблема эффективности правовой
реформы, опирающейся на концепцию правового
государства, тесно связывается с гарантиями
законности и реализации прав граждан.
Гарантии
- это условия, обеспечивающие эффективную
реализацию правовых норм. Различают экономические
(в основе которых лежат формы собственности
на средства производства), политические
(имеющие основой демократию и самоуправление),
идеологические (представляющие собой
духовную культуру общества), социальные
(представляющие особенности социальной
структуры общества) и юридические гарантии.
Условием,
необходимым для существования и упрочения
режима законности, является наличие развитой
системы законодательства. Это означает
такую взаимосвязь и взаимодействие нормативных
актов, при которой действие одного закона
не находится в противоречии с действием
других, а реализация одного права регламентирована
таким образом, чтобы не препятствовать
реализации других прав.
Таков общий
механизм реализации правовых норм, который
конкретизирует использование гражданами
их прав в сфере социального обеспечения,
вытекающих из Конституции РФ.1
В сфере
социального обеспечения еще предстоит
создать систему гарантий процессуальной
защиты нарушенных прав граждан. Единственной
формой их защиты до недавнего времени
было обжалование действий должностных
лиц и органов системы социального обеспечения
в вышестоящие в порядке подчиненности
органы. Ст. 102 Закона СССР от 15 мая 1990 года
ввела возможность судебного обжалования
решений комиссий по назначению пенсии,
сохраняя при этом и подачу жалобы.
1.2 Принцип правового
социального обеспечения
В 1982 году
X Всемирным конгрессом профсоюзов была
принята партия социального обеспечения,
первый раздел которой посвящен принципам
системы социального обеспечения. В этом
документе говорится, что право на социальное
обеспечение должно гарантироваться законом
каждому гражданину, живущему за счет
собственного труда, временно и непостоянно
потерявшему трудоспособность, а также
членам семьи, находящимся на его иждивении.
Система социального обеспечения должна
быть одинаковой для всех без какой-либо
расовой, религиозной или профессиональной
дискриминации. Ее финансирование должно
осуществляться в первую очередь государством
и предпринимателями при постепенном
снижении или отмене взносов со стороны
лиц, пользующихся системой социального
обеспечения, а управление и контроль
должны осуществляться профсоюзами или
представителями трудящихся, избираемыми
при участии профсоюзов.
В нашей
стране действуют следующие общеправовые
принципы, оказывающие наибольшее влияние
на правовое регулирование общественных
отношений в сфере. Это равноправие граждан,
гарантированность их прав, гуманизм,
справедливость, всеобщность (универсальность),
всесторонность, доступность, связь с
уровнем оплаты труда.
Равноправие
граждан - этот правовой принцип закреплен
в статье Конституции РФ. Равноправие
определяется обычно как равенство прав,
обязанностей и ответственности, отсутствие
в законодательстве ограничений или привилегий
для каких-либо категорий граждан. Оно
не тождественно равенству, которое представляет
собой равные возможности для удовлетворения
потребностей. Рассматриваемый принцип
является принципом прямого действия.
Все виды
обеспечения в равной степени распространяются
на всех граждан, расовая и национальная
принадлежность, происхождение, социальное
положение, образование, отношение к религии,
место жительства и т. д. не имеют значения.
Гарантированность
прав граждан реализуется в области социального
обеспечения путем обоснования этих прав
в Конституции РФ и др. нормативно-правовых
актах, но их объем и реализация не должны
быть в зависимости от решений должностных
лиц и отдельных государственных органов.
Существенной
гарантией для граждан является установление
судебного порядка разрешения большинства
споров, связанных с социальным обеспечением.
Шагом вперед
стало введение норм о регулярном пересмотре
размеров пенсии по мере изменения стоимости
жизни, что гарантирует социальную защищенность
населения.
Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства.
Главная
цель всего законодательства
в социальном обеспечении
- содействие повышению благосостояния
народа, его жизненного уровня, предоставление
средств в таком объеме, чтобы обеспечить
населению достойное существование. Анализ
сложившегося уровня социального обеспечения
показывает, что даже после повышения
размеров многих видов обеспечения, далеко
не всегда достигается их надлежащий уровень.
В основу всех расчетов положен минимальный
размер зарплаты, которая намного ниже
прожиточного минимума, что свидетельствует
об отступлении от принципа гарантированности
права граждан на материальное обеспечение
в достаточных размерах.
Справедливость
данного принципа является одинаково
значимой для всех видов социальных норм,
применительно к социальному обеспечению
его можно трактовать, как принцип справедливого
распределения, который может осуществляться
двояко: по вкладу или по потребности.
В оптимальном сочетании данных подходов
и кроется критерий справедливости: учет
продолжительности трудовой деятельности,
размер заработка, характер и условия
труда, с одной стороны, и удовлетворение
социально-культурных потребностей, обеспечение
равных возможностей для развития личности
независимо от трудового вклада на основе
реальных потребностей, с другой.2
Обязательным
требованием этого принципа является
соблюдение очередности при предоставлении
дефицитных благ и услуг (тех, которых
нет в достаточном количестве) с установлением
льгот по социально значимым признакам
получателей.
Принцип гуманизма - это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.
Понимание
гуманизма в нашем обществе со временем
изменяется. Если до недавнего времени
некоторые формы благотворительности
- бесплатная столовая, льготное обеспечение
продуктами питания и предметами первой
необходимости, предоставление бесплатных
мест для ночлега лицам без определенного
места жительства и т.д. считались едва
ли не оскорбляющими человеческое достоинство,
то теперь отношение к этому совершенно
другое.
Всеобщность
обеспечения это проявление принципов
равноправия и справедливости. Право на
обеспечение имеют все категории трудящихся
- рабочие и служащие, члены колхозов и
других с/х предприятий, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
военнослужащие, безработные и т. д., т.
е. представители всех социальных групп.
Однако конкретный объем реализации этого
права зачастую зависит от участия гражданина
в общественно полезной деятельности
определенного вида. Особенно наглядно
данный принцип проявляется в пенсионном
обеспечении. Введение института социальных
пенсий означает фактическую реализацию
принципа всеобщности и в отношении тех
нетрудоспособных, которые по различным
причинам не смогли приобрести права на
трудовую пенсию.
Пособия
по своей природе таковы, что некоторые
выплачиваются только работающим, а другие
- только неработающим. Если в законодательстве
принцип всеобщности проводится достаточно
последовательно, то в применительной
практике имеются отступления от него,
и, прежде всего в отношении тех видов
обеспечения, которые продолжают оставаться
дефицитными или не имеют достаточного
финансирования, поэтому Е. Г. Азарова
трактует данный принцип как «принцип-идею,
цель, к которой стремится развитие законодательства
о социальном обеспечении».
Принцип
всесторонности обеспечения обозначает,
что необходимая материальная помощь
и услуги предоставляются во всех случаях,
когда возникает соответствующая потребность.
Это может быть в случае болезни, инвалидности,
беременности и родов, по достижению определенного
возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных
фондов потребления реализуются потребности
в услугах сферы образования, здравоохранения,
предоставления жилья из муниципального
фонда и т. д.3
Этот принцип
предполагает и наличие в законодательстве
такого основания материального обеспечения
как безработица. Законодательная база
этого вида обеспечения заложена в Законе
о занятости населения в РФ.
В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает развитую систему видов обеспечения и обслуживания, которые соответствуют рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», и по числу предусмотренных видов обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.
Принцип
доступности социального обеспечения
реализуется в трех аспектах.
Во-первых,
все условия обеспечения реально достижимы.
Так, для приобретения права на пенсию
по возрасту достаточно иметь стаж работы
20 лет для женщин и 25 - для мужчин.
Во-вторых,
в ряде случаев обеспечение предоставляется
без каких-либо условий. Например, пособие
одинокой матери выплачивается независимо
от других ее доходов.
В-третьих,
законодательство возлагает на соответствующие
государственные органы и администрацию
предприятий обязанность оказывать грамотное
содействие в сборе и оформлении необходимых
документов. Это требование закона выполняется
далеко не всегда и общеизвестны факты
хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных
матерей по различным инстанциям в поисках
справок и других документов, бесконечные
очереди, отказы, обращения в газеты с
просьбой оказать содействие и т.д.4
Такое
положение во многом объясняется отсутствием
надлежащего правового механизма реализации
гражданами своих прав, в которых гражданин
должен играть роль оператора, включающего
механизм, а все прочие действия должны
быть совершены государственными органами.
Поэтому данный принцип нельзя отнести
к полностью реализованным в законодательстве,
его следует рассматривать как принцип-цель.
Принцип
связи размеров денежных видов обеспечения
с минимальным заработком появился в законодательстве
сравнительно недавно. А до того не существовало
единого подхода к определению размеров
пенсий и пособий, в результате чего они
оказывались малообоснованными и суммы
неоправданно малыми. Кроме того, установление
пособий в твердых размерах не давало
возможности увязывать эти виды обеспечения
с изменяющейся социально-экономической
обстановкой.
В настоящее
время в системе оплаты труда есть величина,
достаточно стабильная, единая для всех
категорий граждан и в то же время периодически
изменяемая. Это минимальная заработная
плата. С этой величиной связывается размер
пенсий и пособий. Закон СССР о пенсиях
от 1990 г. проводил эту зависимость в отношении
трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых,
минимальный размер пенсий установлен
на уровне минимального заработка, во-вторых,
механизм определения среднего заработка,
из которого начисляется пенсия, также
строится на базе минимальной зарплаты.
С минимальным заработком связан и размер
надбавок к пенсиям, а также размер социальных
пенсий, семейных пособий.
В современном
пенсионном законодательстве достигнут
следующий, более совершенный этап в реализации
этого принципа, когда размер обеспечения
связывается с прожиточным минимумом
как величиной, более обоснованной и в
большей степени отражающей необходимый
минимум обеспечения, который может предоставить
государство.
Конечно,
размеры пенсий и пособий в большинстве
своем нельзя назвать достаточно высокими,
соответствующими уровню, необходимому
для нормального удовлетворения потребностей
человека, особенно если речь идет об одиноких
престарелых людях, о многодетных семьях,
для которых возможности получения дополнительных
доходов весьма ограничены. Но есть тенденция
к росту размеров обеспечения, что является
результатом социальной политики, направленной
на усиление защищенности населения.
Отношения
по социальному обеспечению есть часть
распределительных отношений по поводу
распределения предметов потребления
пропорционально потребностям, признаваемым
обществом, и под влиянием действия целого
ряда экономических факторов. По-разному
решается вопрос о том, какие отношения
охватываются понятием «социальное обеспечение».
Можно говорить о трех основных концепциях:
1) сторонники первой
рассматривают данное понятие в узком
смысле - как обеспечение за счет общественных
фондов потребления только нетрудоспособных
граждан, а также семей, в которых имеются
несовершеннолетние дети,