Социальное управление и его виды. Функции социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Социальные системы являются наиболее широкой базой процессов управления, причем не формализованных, а отчетливо выражаемых в конкретных связях с участием человека, его воли и сознания. В настоящее время управление в рамках социальных систем изучается многими науками. К числу систем социального характера обычно относят те, в которых проявляются связи между членами общества как такового, то есть его институтами, организациями и т.п. (например, государство, его органы, негосударственные коллективы граждан, государственные предприятия, учреждения и организации, иного рода социальные комплексы).

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

1.Социальное управление и его виды. Функции социального управления.

Социальные  системы являются наиболее широкой  базой процессов управления, причем не формализованных, а отчетливо  выражаемых в  конкретных связях с  участием человека, его воли и сознания.  В настоящее время управление в рамках социальных систем изучается многими науками. К числу систем социального характера обычно относят те, в которых проявляются связи между членами общества как такового, то есть его институтами, организациями и т.п. (например, государство, его органы, негосударственные коллективы граждан, государственные предприятия, учреждения и организации, иного рода социальные комплексы).

Во всех этих и аналогичных вариантах управление реализуется через отношения людей. Главное содержание управления в социальном смысле связывается с воздействием на коллективную деятельность людей. Меняются на различных этапах развития человечества тип, методы и формы управления, его цели, но неизменной остается необходимость в управляющем воздействии на все важнейшие стороны общественной жизни. Управление есть особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда.

В чем же суть управления как социальной функции?   Дело в том, что общество, как и производство, нуждается в том упорядочении, ради которого осуществляется управление (включая регулирование различных сторон и проявлений общественной жизни, функционирование социально-общественных объединений, объединение усилий людей в единое целое, налаживани совместной работы.

Во всех случаях, когда управление рассматривается в качестве общественно необходимой социальной категории, его объектом является поведение людей, их действия, поступки. 

Для социального  управления характерно, что в роли субъекта управления, равно как и  в роли объекта, выступают люди, иначе говоря, люди управляют людьми. Как правило - субъект управления - это определенный коллектив людей, выступающий в роли государственного органа либо должностное лицо.

Система социального  управления состоит из ряда достаточно четко выраженных подсистем. Представляется, что главный критерий, руководствуясь которым можно принципиально решать вопрос о видах социального управления, это - субъект управления, ибо именно он реализует функции управления в различных сферах общественной жизни применительно к тем или иным объектам. Соответственно ему можно выделить следующие виды социального управления:

  • государственное управление,
  • общественное управление.

  Они различаются  не только по субъекту, но и  по используемым ими методам управления. При этом если говорить, например, о государственном  управлении, то оно будет политическим по своей сути, по своему характеру.

 Каждый из названных видов социального управления может быть подразделен на ряд подвидов в зависимости от объектов, характера, направленности и т.п. Например, государственное управление в широком смысле слова осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению государства.

 

2. Понятие и сущность государственного  управления, отличие его от других  форм государственной деятельности.

Государственное управление - это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие  государства (через систему его  органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и  деятельность людей.

Государственное управление - разновидность социального управления. Государственное управление опирается и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество, (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью – общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

Государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества.

Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

а) выполнение общезначимых функций;

б) нормативно - распорядительное регулирование;

в) подзаконный характер деятельности;

г) использование властных полномочий.

Государственное управление - вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: республиканском, местном.

Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется названными выше и дополнительно следующими признаками:

а) непрерывный и оперативный  характер деятельности;

б) осуществление специализированных функций, требующих единообразной  технологии;

в) установление юридиче-скофункциональных  режимов;

г) применение мер административной ответственности;

д) деятельность иерархически построенного аппарата управления;

е) профессиональный персонал; ж) административное усмотрение.

 

Термин «менеджмент» в литературе последних лет часто употребляется в связке с прилагательным «государственный» и как синоним государственному управлению. Деятельность и отношения в сфере менеджмента строятся, в основном, на нормах частного права (гражданского, трудового и т.д. - по горизонтали), в Государственном управлении деятельность и отношения по своему характеру связаны с нормотворчеством, правовым регулированием общественных отношений и процессов и реализацией норм публичного права (по вертикали и горизонтали отношений)

По ориентации на внутреннюю или внешнюю среду управляющее  воздействие различается на внутриорганизационное и публичное. В первом случае управленческие решения и действия ориентированы на реализацию задач собственно субъекта управления, обеспечивающих осуществление им базовых функций, своего общественного назначения.

Политика  и администрирование - это две неразрывно связанные функциональные составляющие единого процесса государственного управления. Главный субъект правотворческой политики - законодательные представительные органы власти, однако эту функцию (подзаконного нормотворчества) осуществляют правительственная администрация, исполнительная власть всех уровней управления, участвуют и институты гражданского общества.

Правоприменительная политика государства - это реализация государственными органами и должностными лицами государственной политики, ее правовых форм, использование ими права (норм) как средства в управление обществом и инструмента повышения эффективности действия права. Это - один из способов защиты прав и свобод личности, одна из характеристик существующего политического режима.

Необходимо осознать значимость и изучить механизм политического  управления как условие демократизации страны, совершенствования политической системы, закрепить нормативно в актах исполнительной власти процедуры согласования интересов, поиска социального компромисса. Только на этом пути можно решить фундаментальный вопрос конституционного права: каким образом народ как единственный суверен своей власти может адекватно организовать государство, его органы, с тем чтобы они и в статусе (материально, субстанционально), и в процессе функционирования (процессуально) отражали именно власть народа.

 Итак, государственное управление - это  особый вид социального управления. Ему, естественно, присущи все  общие признаки и черты, свойственные  социальному управлению. Вместе  с тем государственное управление  имеет и свои особенности. Государственно-правовой характер управления проявляется в том, что:

  • во-первых, в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства;

  • во-вторых, функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством;

  • в-третьих, эти субъекты действуют по поручению государства;

  • в-четвертых, они наделяются  необходимыми полномочиями государственно-властного характера;

  • в-пятых, они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права; в-шестых, все ведущие варианты управленческих систем опосредствуются правом.

Возможен различный подход к  пониманию управления в масштабе общества, хотя бы по объему. Дело в  том, что от имени государства  действуют практически все государственные  органы, а не только те, которые именуются органами государственного управления. Но нельзя игнорировать то обстоятельство, что в государственно-правовой практике прочно укоренилось и получило  закрепление иное, более узкое понятие, а именно “государственное управление” в собственном смысле слова. Оно не может быть отождествлено с понятием “управление государством”. Анализ соответствующих правовых норм не позволяет ставить знак равенства между деятельностью органов законодательной власти, суда, прокуратуры, с одной стороны, и деятельность органов государственного управления, с другой.

 

3. Предмет и метод административного права. Особенности админист-ративного права как отрасли права.

Административное  право – отрасль права (система  юридических норм), призванная регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения деятельности иных государст-венных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций. В юридической науке общепризнанным является мнение, что отрасли права отличаются одна от другой прежде всего предметом и методом правового регулирования.

    Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, складывающихся и функционирующих в государственно-управленческой сфере, т. е. в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.

    Признаки управленческих отношений:

  • управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных;
  • управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);
  • наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления;
  • управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают внутри и внешнеорганизационные отношения в административном праве и, соответственно, в управлении (социальном управлении объект воздействия – поведение людей);
  • властные полномочия субъекта управления;
  • наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.

Предмет административного  права – это совокупность общественных отношений,

В зависимости  от субъектов административных правоотношений выделяют следующие виды таких отношений:

  • между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления (напр. СовМин и мин-во);
  • между органами государственного управления, обладающими одинаковой компетенцией, т.е. не связанными отношениями подчиненности (между двумя министерствами);
  • между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (МинПром и концерн Беллегпром);
  • между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (исполком и предприятие, осуществляющее свою деятельность на соответствующей административно-территориальной единице);
  • между органами государственного управления и гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

       Предмет правового воздействия  определяет специфику метода  регулирования. Совместная деятельность  предполагает управление. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода  административного права:

  • юридическое неравенство (линейное: «начальник и подчиненный»; функциональное:  «инспектор и контролируемый)
  • Адм.правоотношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями; 
  • нормами точно определяются права и обязанности сторон;
  • споры решаются в административном или в судебном порядке.

То есть, под  методом административно-правового  регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством  которых адми-нистративное право  воздействует на общественные отношения, склады-вающиеся в сфере государственного управления, с целью их регуляции и охраны

Итак, в отличие от ГП, где характерно применение методов  диспозитивности, автономии воли сторон, административно-правовому регулированию  свойственен в основном императивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

Информация о работе Социальное управление и его виды. Функции социального управления