Социальное управление и его виды. Функции социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Социальные системы являются наиболее широкой базой процессов управления, причем не формализованных, а отчетливо выражаемых в конкретных связях с участием человека, его воли и сознания. В настоящее время управление в рамках социальных систем изучается многими науками. К числу систем социального характера обычно относят те, в которых проявляются связи между членами общества как такового, то есть его институтами, организациями и т.п. (например, государство, его органы, негосударственные коллективы граждан, государственные предприятия, учреждения и организации, иного рода социальные комплексы).

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

Предмет отрасли права - это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. Административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения, оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Административное право по сути есть управленческое право, или право управления. Итак, административное право рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права, с помощью которой государство регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. 

Исходя из данного определения  предмета, можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование:

1. В зависимости  от субъектов управленческих  отношений  можно выделить  следующие виды:

  • Между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, то есть определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • Между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами);
  • Между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;
  • Между органами государственного управления и негосударст-венными объединениями граждан;
  • Между органами государственного управления и гражданами.

2. В  зависимости от характера (содержания) управленческих отношений можно  выделить следующие виды:

  • Связанные с осуществлением вышестоящими органами централи-зованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений;
  • Связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);
  • Связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций;
  • Связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. Применительно  к направлениям административной  деятельности выделяются следующие  группы управленческих отношений:

  • Связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего - правовых актов управления;
  • Связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, то есть с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • Связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • Связанные с осуществлением органами государственного управления юрисдикционной деятельности.

4. По  областям административной деятельности  выделяются управленческие отношения:

  • в области управления хозяйственным комплексом;
  • в области управления социально-культурным строительством;
  • в области управления административно-политическим строительс-вом.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим (то есть составляющим предмет административного права) являются следующие:

  1. наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя,
  2. связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

          Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями властных управленческих функций.

 

5. Система административного права  Республики Беларусь.

Под системой административного права понимаются объединенные единой целью отрасль права, наука и учебная дисциплина которые могут выступать в роли самостоятельных системообразующих явлений.

Так, систему отрасли административного права можно представить как совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.

Что же касается системы учебной дисциплины «Административное право», то на сегодняшний день существуют различные подходы к ее пониманию. Условно, эти подходы,  можно разделить на две основные группы:

    • первая позиция заключается в признании целесообразности деления административного права  на две части – «Общую» и «Особенную»;
    • вторая позиция выделяет три и более части административного права.

Сторонники  первого подхода, в большинстве своем, в «Общую часть» включают пять групп институтов (подотраслей), которые регулируют и поддерживают:

      • основные принципы государственного управления;
      • правовое положение субъектов административного права (органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан);
      • формы и методы управленческой (административной) деятельности (издание актов, убеждение, принуждение и т.п.);
      • способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;
      • основы административно-процессуальной деятельности.

Однако имеется  мнение ученых, которые подразделяют систему учебного курса «Административное  право» на три части:

  1. Первая часть включает общетеоретические вопросы административного права: понятие и содержание предмета, методы системы административного права, административно-правовых норм и отношений субъектов и форм, административно-правовых актов.
  2. Вторая часть состоит как из общетеоретических вопросов, так и из вопросов рассматривающих механизм управления в конкретных отраслях и сферах.
  3. В третьей части обычно рассматривается административное принуждение, административная ответствен<span class="das

Информация о работе Социальное управление и его виды. Функции социального управления