Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Судебная власть в системе
органов Российского государства……………...5
1.1 Конституционно – правовой
статус судей ………………………………….6
1.2 Понятие и функции судебной
власти………………………………………..9
2. Судебная система РФ………………………………………………………....13
2.1 Конституционный Суд ……………………………………………………...16
2.2 Суды общей юрисдикции…………………………………….……………..18
2.3 Арбитражные Суды………..…………………………………………….…..23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………...…….28
Приложения…………………………………………………………...…………30
Введение
Место судебной власти в системе органов
государственной власти Российской Федерации
в решающей степени определяется положением
о разделении властей, закрепленным в
ст. 10 и 11 Конституции РФ.
Судебная власть полностью самостоятельна
в вынесении судебных решений и приговоров.
Среди других органов государственной
власти суд занимает особое место. Только
суд своим решением может положить конец
спору истца и ответчика, только суд может
признать человека виновным в совершении
преступления. Суд реализует права граждан
на обжалование действий должностных
лиц, рассматривает материалы о некоторых
видах административных правонарушений.
От деятельности судебных органов зависят
многие процессы в стране - как уголовные,
так и экономические, а иногда и политические.
Термин “судебная власть” употребляется
в разных значениях. Так, можно говорить,
что судебная власть – это суд, систем
соответствующих учреждений, тот или иной
суд или все суды. Энциклопедический словарь
определяет судебную власть как систему
судебных органов государства, осуществляющих
правосудие. В ряде случаев можно встретить
рекомендации “обратиться к судебной
власти” для защиты тех или иных интересов,
разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции
Российской Федерации, носящая название
“Судебная власть”, содержит статьи,
определяющие не только копетенцию различных
судов, но и основы устройства судебной
системы, правовое положение судей, ряд
принципов судебной деятельности.
Судебная власть – вид власти.
Государственную власть осуществляют
соответствующие органы. Власть – это
не только те или иные учереждения, должностные
лица, но и те функции, которые им пренадлежат,
и осуществление этих функций, их реализация.
Смысл слова “власть” истолковывается
в основном значении как “право, сила
и воля над кем-либо, свобода действий
и распоряжений, начальствования”, “право
и возможность распоряжаться, повелевать,
управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество,
господство, сила”.
Цель работы - изучить структуру
и назначение судебной власти.
Задачи работы - определить
сущность судебной системы, рассмотреть
систему организации судебной власти.
Работа включает такие разделы,
как введение, основная часть, состоящая
из двух глав, заключение, список использованной
литературы.
Объект - судебная власть.
Предмет - система судов в РФ.
Использовалась теоретическая
база – Конституция РФ, Федеральные законы,
монографии, статьи.
1.Судебная власть в системе
органов Российского государства
Судебная власть есть предоставленные
специальным органам государства - судам
- полномочия по разрешению отнесенных
к их компетенции вопросов, возникающих
при применении права, и реализация этих
полномочий путем конституционного, гражданского,
уголовного, административного и арбитражного
судопроизводства с соблюдением процессуальных
форм, создающих гарантию законности и
справедливости, принимаемых судами решений.
Судебная власть призвана охранять право,
правовые устои государственной и общественной
жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве
осуществляется только судебными органами.
Никто не может присвоить себе функции
суда. В своей правоохранительной деятельности
суд руководствуется только законом, правом
и не зависит от субъективных влияний
законодательной или исполнительной власти.
Независимость и законность правосудия
являются важнейшей гарантией прав и свобод
граждан, правовой государственности
в целом.
Судебная власть как определенная
функция суда обладает рядом основных
признаков:
Судебная власть - вид государственной
власти. Она осуществляется государственными
органами, выражает государственную волю,
ее составляют государственно-властные
полномочия. В отличие от других видов
власти, реально влияющих на жизнь людей,
судебная власть - одна из трех ветвей
государственной власти, установленная
Конституцией и другими законами.
Судебная власть принадлежит
только судам - государственным органам,
образуемым в установленном законом порядке,
формируемым из людей, способных на основе
соответствующей подготовки и своих личных
качеств осуществлять правосудие и реализовывать
судебную власть в иных формах. Судебная
власть в России принадлежит только судам
в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия
присяжных, народных и арбитражных заседателей.
В соответствии с Всеобщей декларацией
прав человека 1948 г. каждому человеку должно
быть гарантировано право (на основе полного
равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено
гласно и с соблюдением требований справедливости
независимым и беспристрастным судом.
Исключительность судебной
власти - следующий ее признак. Судебную
власть вправе осуществлять только суды.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление
правосудия - по Конституции Российской
Федерации принадлежит только суду, только
суд может признать человека виновным
в преступлении и подвергнуть его уголовному
наказанию.
Процессуальный порядок
деятельности - важнейший признак судебной
власти. Процессуальный порядок определяет
только закон. Закон подробно регулирует
правила действий суда и принятия им решений
при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный
порядок, регулируя правила судебной процедуры,
представляет собой высокую социальную
ценность. Он призван обеспечить законность
всей деятельности органов, осуществляющих
судебную власть, законность, обоснованность
и справедливость судебных решений, охрану
прав лиц, чьи интересы с той или иной степени
затрагивает судебную власть.
Осуществление полномочий путем
судопроизводства - признак судебной власти.
Судопроизводство представляет собой
деятельность, которая начинается при
наличии предусмотренных законом оснований
и поводов. Эта деятельность развивается
в последовательности, установленной
процессуальным законом и протекает в
процессуальных формах.
1.1 Конституционно – правовой
статус судей.
Так как в соответствии с основами
конституционного строя Российской
Федерации государственная
власть осуществляется на основе разделения
на
законодательную, исполнительную
и судебную власти, органы
которых
являются самостоятельными.
Создание чрезвычайных судов
не допускается.
В систему органов
правосудия Российской Федерации
входят:
Конституционный Суд Российской
Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации и Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации. В
систему органов правосудия входят и военные
суды.
В гл.7 Конституции РФ закреплены
основы правового статуса судей,
единые для всех органов
правосудия. Судьями могут быть
граждане
Российской Федерации, достигшие
25 лет, имеющие высшее юридическое
образование и стаж работы по
юридической профессии не менее
5 лет.
Федеральным законом могут
быть установлены дополнительные требования
к судьям.
Судьи Конституционного Суда,
Верховного Суда и Высшего Арбитражного
Суда назначаются Советом
Федерации по представлению
Президента
Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов
назначаются
Президентом Российской Федерации
в порядке, установленном федеральным
законом (ст. 128 Конституции РФ).
В Конституции РФ содержатся
и другие положения, закрепляющие основы
статуса судей, одновременно
являющиеся принципами правосудия.
Согласно ст. 120 Конституции
«суды независимы и подчиняются
только
Конституции Российской Федерации
и федеральному закону». Суд, установив
при рассмотрении дела несоответствие
акта государственного или иного
органа закону, принимает решение в соответствии
с законом.
В Конституции РФ закреплен
принцип несменяемости судей. Полномочия
судьи могут быть прекращены
или приостановлены не иначе как в
порядке,
определяемом федеральным законом.
В соответствии со ст. 123 Конституции
РФ разбирательство дел во всех
судах открытое. Слушание
дела в закрытом заседании
допускается в
случаях, предусмотренных федеральным
законом. Заочное разбирательство
уголовных дел в судах не допускается,
кроме случаев, предусмотренных
федеральным законом.
Судопроизводство осуществляется
на основе
состязательности и равноправия
сторон. В случаях, предусмотренных
федеральным законом,
судопроизводство осуществляется
с участием
присяжных заседателей.
Финансирование судов производится
только из федерального бюджета
и
должно обеспечивать возможность
полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии
с федеральным законом.
Ряд принципиальных
положений, относящихся к
осуществлению
правосудия, содержится в нормах
гл.2 Конституции РФ «Права и
свободы
человека и гражданина». К их
числу можно отнести закрепление: равенства
перед законом и судом (ст.19);
права на жизнь и исключительный характер
смертной казни (ст.20); охраны
достоинства личности и запрета на пытки,
насилие, жестокое и унижающее
человеческое достоинство обращение
или
наказание (ст.21); права
на свободу и личную неприкосновенность
(ст.22); неприкосновенности
жилища (ст.25); охраны права
частной
собственности (ст.35); государственной
защиты прав и свобод (ст.45);
судебной защиты прав и свобод
(ст.46); права на рассмотрение дела в том
судье и тем судьей, к подсудности
которых оно отнесено законом (ст.47);
права на гарантированную квалифицированную
юридическую помощь (ст.48);
права на помощь адвоката с
момента задержания, заключения
под стражу
или предъявления обвинения
(ст.48); презумпции невиновности
(ст.49);
запрета на повторное осуждение
за одно и тоже преступление; запрета
на
использование доказательств,
полученных с нарушением
федерального
закона; права на пересмотр
приговора вышестоящим судом, а также
права
на помилование или смягчение
наказания (ст.50); положение о том,
что
никто не обязан свидетельствовать
против самого себя, супруга и близких
родственников (ст.51); права
потерпевших на защиту от преступлений
и
злоупотреблений властью
и компенсацию причиненного
ущерба (ст.52);
права на возмещение
вреда (ст.53); запрета обратной
силы закона,
устанавливающего или отягчающего
ответственность (ст.54) и др.
Вопросы организации судебной
власти и осуществления правосудия
регулируются федеральными
законами. Их содержание будет подробно
рассматриваться в ходе изучения
таких дисциплин как «правоохранительные
органы», «уголовный процесс», «гражданский
процесс» и др.
1.2 Понятие и функции судебной
власти.
Судебная
власть в соответствии с теорией разделения
властей – одна из трех ветвей государственной
власти, закрепленных в ст. 10 Конституции
РФ. Функционирование судебной власти
регулируется гл. 7 Конституции РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая
ветвь государственной власти, осуществляемая
судами, которые выполняют возложенные
на них законом полномочия посредством
установленного судопроизводства. В соответствии
с Конституцией РФ судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Как
вид власти судебную власть теоретически
нельзя отождествлять с судами, судебной
системой. Судебной властью надлежит считать
не орган (суд) или должностное лицо, а
то, что они могут и в состоянии сделать,
какими для этого способностями и возможностями
обладают.
Одна из важнейших функций судебной
власти – осуществление правосудия, т. е.
производимой в процессуальном порядке
правоприменительной деятельности суда
по рассмотрению и разрешению гражданских,
административных и уголовных дел, а также
экономических споров в целях охраны прав
и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие
полномочия судебной власти реализуются в первую очередь
в форме контроля за соответствием федеральных
законов, законов субъектов РФ и нормативных
актов всех уровней положениям Конституции
РФ, осуществляемым Конституционным Судом
РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль
и судами общей юрисдикции всех уровней.
Контролирующие
функции судебной власти реализуются
также в форме контроля за законностью
решений местных представительных и всех
исполнительных органов, в государственном
управлении путем:
– рассмотрения
жалоб граждан и организаций на действия
и решения органов (должностных лиц), нарушения
их прав и свобод, жалоб и протестов на
постановления по делам об административных
правонарушениях;
– проверки
при рассмотрении уголовных дел качества
предварительного расследования;