Особого внимания заслуживает
правовой статус таких некоммерческих
коллективных субъектов административного
права, как общественные объединения. Дело в том, что
согласно действующему законодательству
общественное объединение может функционировать
как в виде юридического лица, так и без
образования такового. Федеральный закон
о некоммерческих организациях называет
данную организационно-правовую форму
в качестве одной из форм некоммерческих
организаций, наряду с религиозными объединениями.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» основывает
статусные положения об общественных
объединениях на конституционном праве
граждан на объединение, которое включает
в себя право создавать на добровольной
основе общественные объединения для
защиты общих интересов и достижения общих
целей, право вступать в существующие
общественные объединения, либо воздерживаться
от вступления в них, а также право беспрепятственно
выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему
выбору общественные объединения без
предварительного разрешения органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, а также право вступать
в такие общественные объединения на условиях
соблюдения норм их уставов. Создаваемые
гражданами общественные объединения
могут регистрироваться и приобретать
права юридического лица либо функционировать
без государственной регистрации и приобретения
прав юридического лица. Все общественные
объединения независимо от их организационно
- правовых форм равны перед законом. Деятельность
общественных объединений основывается
на принципах добровольности, полноправия,
самоуправления и законности. Общественные
объединения свободны в определении своей
внутренней структуры, целей, форм и методов
своей деятельности. Деятельность общественных
объединений должна быть гласной, а информация
об их учредительных и программных документах
— общедоступной. Запрещаются создание
и деятельность общественных объединений,
цели или действия которых направлены
на осуществление экстремистской деятельности.
Включение в учредительные и программные
документы общественных объединений положений
о защите идей социальной справедливости
не может рассматриваться как разжигание
социальной розни. Государством гарантируется
и обеспечивается защита предусмотренных
законодательством Российской Федерации
прав и законных интересов граждан и юридических
лиц — участников благотворительной деятельности.
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления, признавая социальную
значимость благотворительной деятельности,
могут оказывать поддержку в следующих
формах:
• предоставление льгот по
уплате налогов, таможенных и иных сборов
и платежей и других льгот;
• материально-техническое
обеспечение и субсидирование благотворительных
организаций по решению соответствующих
органов государственной власти и органов
местного самоуправления;
• финансирование на конкурсной
основе благотворительных программ, разрабатываемых
благотворительными организациями;
• размещение на конкурсной
основе государственных и муниципальных
социальных заказов;
• передача в собственность
благотворительных организаций на бесплатной
или льготной основе государственного
или муниципального имущества в процессе
его разгосударствления и приватизации,
осуществляемая в порядке, предусмотренном
законодательством. Абсолютно все юридические
лица наделены одним из ключевых административно-правовых
статусов в рамках отрасли — статусом
налогоплательщика. У различных разновидностей
юридических лиц собственные отношения
с налоговой системой, однако абсолютно
все субъекты общественной жизни, зарегистрированные
в качестве юридических лиц, являются
налогоплательщиками в соответствии с
действующим налоговым законодательством.
С переходом к демократическим методам
управления указанный статус приобретает
первостепенное значение, обозначая место
юридического лица в системе перераспределения
валового национального продукта8.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таковым
образом административное право характеризуется
огромным числом субъектов, притом с разнообразными
возможностями как в смысле их объёма,
структуры, так и правовых параметров.
Это обусловлено огромным объёмом сферы
административно- правового регулирования
, в особенности в области государственного
управления. Все отмеченное
позволяет говорить о важном месте административного
права в системе российского права и его
регулирующем влиянии на ход общественного
развития. Соответственно этому и наука
административного права занимает важное
место в системе правовой науки, перед
которой стоят задачи совершенствования
механизма административно-правового
регулирования, улучшения системы управления,
обновления административного законодательства,
повышения эффективности правоприменения,
укрепления законности, правопорядка
и дисциплины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Собрание законодательства
РФ. - 13.08.2001. - N 33 (часть I) //www.consultant.ru
- Б а х р а х Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М., 2000.
- Г а б р и ч и д з е Б.Н., Ч е р н я в с к и й А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учебник для вузов. — М., 2003.
- Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров
СМ. Административное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо. - 2005.
- Курс административного
права и процесса / Тихомиров Ю.А. - М.: Юринформцентр, 1998.
- Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. - М., 1996.
- Мелехин А.В. Курс лекций по административному праву. – М.: 2009.
- С т а р и л о в Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М., 2002.
1 Мелехин А.В. Курс лекций по административному
праву. – М.: 2009. – с. 10-12
2 С т а р и л о в Ю.Н. Курс общего
административного права. В 3 т. Т. 1: История.
Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М., 2002.
– с. 54
3 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев
З.А. Российское административное право:
Учебник. - М., 1996, с. 43-45.
4 С т а р и л о в Ю.Н. Курс общего
административного права. В 3 т. Т. 1: История.
Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М., 2002,
с. 426 — 430.
5 Б а х р а х Д.Н. Административное
право России. Учебник для вузов. — М., 2000, с. 48-49.
6 Г а б р и ч и д з е Б.Н., Ч е р н
я в с к и й А.Г. Курс административного
права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учебник
для вузов. — М., 2003, с. 81—82.
7 Собрание законодательства
РФ. - 13.08.2001. - N 33 (часть I) //www.consultant.ru
8 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров
СМ. Административное право: Учебник. —
М.: Изд-во Эксмо,, 2005. – с. 169-200