Сущность, признаки и функции исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.
Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об административно-правовом статусе органов исполнительной власти.

Содержание

Введение
1. Сущность и признаки исполнительной власти
2. Функции исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

административное право контроша.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

    6. Ведая огромными ресурсами, государственная администрация непосредственно их не использует, она не производит продукцию, не лечит, не учит. Она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др.

    Исполнительная власть — это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий и др.).

    7. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, полиция, органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке— важная черта исполнительной власти.

    8. Названные выше признаки содержания государственной исполнительной власти — универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную администрацию. Единство многоуровневой исполнительной машины — важнейшая основа единства государства.

      Известно, что и законодательная, и судебная власти не обладают организационным  единством, иерархией, подчинением  нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей, исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

      Непосредственная  повседневная организация разнообразных  социальных связей, реальное осуществление  принуждения требуют большого количества работников аппарата. Несомненно, что численный состав административного аппарата, количество лиц, занимающихся исполнительной деятельностью, намного превосходит общее число работников всех иных государственных органов вместе взятых. Реализация исполнительной власти требует большого числа профессионалов и рациональной организации их труда. Основная фигура в администрации — чиновник.

      Мировой опыт свидетельствует о том, что  исполнительная власть всегда стремится к расширению своего влияния, своих полномочий, своего аппарата, числа чиновников. Ее бесконтрольность влечет бюрократизацию общества, коррупцию, административный произвол. Поэтому при последовательной реализации принципа разделения властей организующая, универсальная, профессиональная иерархическая исполнительная власть приобретает два новых признака: она становится подзаконной и подконтрольной.

      10. Исполнительная власть выступает как вторичная по отношению к представительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.). Издаваемые ими властные акты (даже указы Президента) подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия администрации не могут противоречить закону, являются его исполнением. Поэтому органы называют исполнительными, а власть — исполнительной.

      Конечно, администрация всегда служила высшей власти, исполняла ее веления, подчинялась  ей. В правовом государстве его администрация подчиняется не другой власти, а закону. Она исполняет не акты монархов, а законы, то есть она становится подзаконной.

      В условиях правового государства  значительно изменяются объем и  формы контроля за деятельностью  исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает качественно иной характер. В прошлом ее контролировал монарх и уполномоченные им чиновники: прокуроры и иные представители высшей власти. Это был контроль за подчиненными, осуществляемый свыше, чаще всего, контроль одних чиновников за другими. В правовом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламенты, и суды, и иные органы, не при- надлежащие ни к одной из трех ветвей государственной власти (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека и др.). В России огромные контрольные полномочия принадлежат президентской власти, занимающей особое положение в российской системе разделения властей.

      Уровень подконтрольности государственной администрации резко возрастает в условиях развитой демократии и ее проявлений: свободы слова, права на получение информации, многопартийности и др.

    Таким образом, можно сформулировать следующее  определение понятия «исполнительная власть»: исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. 
 
 
 
 

    2. Функции исполнительной власти 

      Государственную администрацию можно рассматривать  и как совокупность государственных  служащих, и как систему органов  государственной исполнительной власти. Они (органы, служащие) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства, стоящих перед ним задач.

      Исполнительная деятельность объективно необходима. В соответствии с законом разделения труда она делится на более простые, специальные виды организационной деятельности. Их принято называть функциями управления (исполнительной деятельности).

      Объясняя  функциональную природу деятельности  исполнительной власти, тем самым раскрываем ее содержание.

      В юридической литературе чаще всего  функция понимается в двух смыслах:

      1. Функция связывается с объектом  административного воздействия  (предметный подход). Соответственно различают такие функции государственной администрации:

      а) Обеспечение безопасности личности, общества, государства:

  • обеспечение обороны;
  • обеспечение общественного порядка;
  • осуществление разведки и контрразведки;
  • обеспечение охраны государственной границы и др.

      б) Обеспечение развития экономики, осуществление  административно-хозяйственной деятельности:

  • руководство промышленностью;
  • руководство транспортом;
  • руководство сельским хозяйством;
  • сбор налогов;
  • содействие развитию предпринимательства;
  • антимонопольная деятельность и др.

      в) Обеспечение реализации социальной политики государства:

    • организация образования;
    • организация здравоохранения;
    • организация научных исследований;
    • организация социальной защиты и др.

      г) Осуществление связей с другими государствами, с международными организациями (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т. д.).

      2. Функция понимается как один  из общих способов организации,  административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего называют общими функциями управления.

      Общие функции — это всеобщие, типичные способы информационного взаимодействия между субъектами и объектами  социального управления. Это устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды исполнительной деятельности вообще. Каждая общая функция объективно необходима. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

      К числу общих функций можно  отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть — это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект исполнительной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

      Поскольку общие «беспредметные» функции  — это всего лишь научная абстракция, а в реальной жизни определенные субъекты воздействуют на конкретные объекты особым образом, то общие функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают специфические черты. Так, существует не контроль вообще, а финансовый, внутриведомственный контроль, инспектирование и т. д. Особенности объектов и субъектов, их взаимоотношений, внешней среды серьезно влияют на административные функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием, обусловливают многообразие форм осуществления.

      Отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность, необходимо подчеркнуть, что в то же время все они являются частями одного целого. Их объединяет единая конечная цель, единая информационная природа, организационное единство осуществляющего их субъекта. Каждая часть активно взаимодействует с целым, а также с другими частями. Исполнительная деятельность — целостная система, комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных функций.

      Следует различать три группы общих функций:

      I. Ориентирования системы:

  • прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации);
  • анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а в последствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);
  • планирование (определение направлений, целей, задач и возможных результатов управленческой деятельности);
  • нормативное регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур);
  • методическое руководство.

      II. Обеспечения системы: 

  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • финансовое обеспечение;
  • организационно-структурное обеспечение (создание организаций, их структурных подразделений, реорганизация системы, распределение, перераспределение полномочий и т.д.);
  • информационное обеспечение;
  • правоприменительное обеспечение.

      III. Оперативного руководства системой:

  • непосредственное регулирование деятельности (на транспорте этим занимаются диспетчерские службы, в вузах – учебные отделы, в воинских частях – штабы. Они составляют графики, расписания, производят замены и т.д.);
  • учет (систематический сбор сведений);
  • контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);
  • оценка (всей работы, отдельных работников; выполнения конкретных заданий и т. д.) и применения мер воздействия (поощрения, наказания и др.).

      Освещая функциональную природу деятельности исполнительной власти, мы раскрыли ее содержание.

      Как было сказано выше, раскрыть содержание деятельности можно двояким образом: через перечисление объектов воздействия (предметный подход) и через перечисление способов воздействия (инструментальный подход). При определении компетенции органов исполнительной власти (государственной и муниципальной) используются одновременно оба подхода. Например, закрепляются полномочия по учету, контролю и определяются объекты контроля, учета.

      Общие функции конкретизируются (персонифицируются) в функциях отдельных органов, должностей. Это обстоятельство лежит в основе определения компетенции структурных единиц.

Заключение

 

      Изложенные  в контрольной работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:

      Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

Информация о работе Сущность, признаки и функции исполнительной власти