Территориальные федеральные органы исполнительной власти: порядок организации и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы на тему: «Территориальные федеральные органы исполнительной власти», является исследование основных принципов порядка и организации органов исполнительной власти в РФ.
Достижению цели способствует решение следующих исследовательских задач:
Изучить понятие органа исполнительной власти в РФ;
Рассмотреть классификацию органов исполнительной власти;
Ознакомиться с системой органов исполнительной власти;
Рассмотреть порядок формирования органов исполнительной власти;
Определить место и роль федеральных территориальных органов в системе всей исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………5
1.1. Признаки исполнительной власти…………………………………………..5
1.2. Правовой статус органов исполнительной власти………………………….9
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………..10
ГЛАВА 3. ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…..16
ГЛАВА 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………..24
4.1. Территориальные федеральные органы исполнительной власти…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО–ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовая административное право.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

д) реализация права  законодательной инициативы.

Законодатель  нормативно устанавливает полномочия Правительства РФ в следующих сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности Российской Федерации; внешней политики и международных отношений.

Правительство РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению Российской Федерации. Датой официального; опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста; в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Акты Правительства  РФ могут быть оспорены в суде. Правительство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Основные решения  и акты Правительства РФ обсуждаются и принимаются на его заседаниях. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности их участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ.

В заседаниях Правительства  РФ вправе принимать участие представители  палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях8.

Президиум Правительства  РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативных вопросов. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума.

Его решения  не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

В соответствии с конституционными положениями  Президент РФ обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума РФ.

Правительство РФ осуществляет необходимую координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, ведающих вопросами обороны безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Президент РФ может  отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указом Президента РФ. В предусмотренных Конституцией РФ, случаях Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед  вновь избранным Президентом  РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий и оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.

Правительство РФ имеет право законодательной  инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Правительство РФ в пределах своих полномочий:

а) производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность-полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

б) обеспечивает исполнение судебных решений. В пределах ведения Российской Федерации и  ее полномочий по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отношения. Они проявляются в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных решений.

Особенно важно  взаимодействие этих органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральным органом исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ либо в порядке делегирования органом исполнительной власти субъекта РФ федеральным органам исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Конституция РФ устанавливает систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в Конституции РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведений Российской Федерации относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти.

В совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти. На уровне Российской Федерации по данному вопросу должны приниматься федеральные законы. До настоящего времени федеральный закон о системе федеральных законов исполнительной власти не принят, поэтому не устанавливает своими указами Президент РФ.

 Система  органов государственной власти  субъектов РФ определяется этими  субъектами самостоятельно в  соответствии с основами конституционного  строя Российской Федерации и принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральными законами.

Система федеральных  органов исполнительной, власти представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными моральными нормативными правовыми актами и имеющие специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

К числу федеральных  органов исполнительной власти относятся  следующие:

1. Правительство  РФ.

2. Федеральные  министерства, которые являются  федеральными органами исполнительной  власти, осуществляющими функции  по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное министерство вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные  функции, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ).

3. Федеральные  службы являются федеральными  органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы  Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

4. Федеральные  агентства являются федеральными  органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной  сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ). Федеральное агентство ведет реестры, регистры и кадастры.

Конкретный  перечень существующих в настоящее  время федеральных министерств, федеральных служб и федеральных  агентств определен Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

4.1. Территориальные федеральные органы исполнительной власти

Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов  исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).

Общие права  территориальных органов:

1. представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;

2. осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;

3. запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;

4. участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ;

5. принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;

6. вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ подразделяются: на территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, и территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ9.

К территориальным  федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим с органами исполнительной власти субъектов РФ, относятся органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства внутренних дел РФ; Федеральной налоговой службы; Федеральной таможенной службы; Федеральной службы безопасности и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать  вывод, что органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Осуществляют подзаконную, организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность.

Объект их управления – хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и в праве сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

 Органы исполнительной  власти находятся на бюджетном  финансировании и являются юридическими  лицами, то есть обладают гражданской  правоспособностью.

 Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).

Информация о работе Территориальные федеральные органы исполнительной власти: порядок организации и полномочия