Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:39, курсовая работа
Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, усвоить виды, черты административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:
Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;
Виды и структуру административно-правовых отношений;
Рассмотреть особенности административно-правовых отношений.
Введение…………………………………………..………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность административно-правовых отношений..5
1.1. Понятие административно-правовых отношений и их виды……….5
1.2. Структура административного правоотношения…………………..10
Глава 2. Характеристика особенностей административно-правовых отношений………………………………………………………………………..14
2.1. Основные особенности административно-правовых отношений...14
2.2. Участники административно-правовых отношений.........................21
Заключение..................................................................................................26
Список использованной литературы.........................................................28
В науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и государственным служащим, и студентом, и военнослужащим, и поднадзорным, то есть иметь различный крут прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать эту группу «индивидуальные субъекты административного права».
Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а понятия «студент», «военнослужащий» — специальную. Государственный служащий, студент, безработный, водитель и т. д. — это индивидуальный субъект, который, будучи гражданином, в то же время имеет статус служащего, студента, безработного и т. д.
Что же касается другой группы
субъектов, то, кроме организаций, она
включает и их структурные подразделения
(цех, отделение связи, факультет), и
их трудовые коллективы. Поэтому называть
второй тип субъектов
Нередки случаи, когда пытаются
отождествить понятия «коллективный
субъект» и «юридическое лицо». Но между
этими понятиями много
Во-вторых, понятие «коллективный
субъект» является административно-правовым,
относится к субъектам
А к какому типу субъектов следует относить должностное лицо? Осуществляя свои полномочия, оно действует не как индивид, а как орган, представитель организации. И его действия влекут юридические последствия для организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом правоотношений выступает организация, а должностное лицо действует от ее имени.5
Значительно реже возникают ситуации, когда неисполнение должностным лицом своих обязанностей, злоупотребление правами является должностным правонарушением, за которое виновный, именно как должностное лицо, привлекается к уголовной или административной ответственности. В этом случае он становится индивидуальным субъектом уголовно-правовых или административно-правовых отношений. Но в таких отношениях виновный не является должностным лицом (субъектом власти), он лишь несет ответственность за деяния, которые он совершил ранее как должностное лицо.
Пятой важной особенностью
административного права
Приведенное выше деление
субъектов административного
Глава 2. Характеристика особенностей административно-правовых отношений
2.1. Основные особенности
административно-правовых
Основные трудности, несмотря
на свою кажущуюся очевидность, у
ученых вызывает вопрос об отличительных
признаках или характеристиках
административно-правовых отношений.
В теории административного права
существуют две основные концепции
о ключевых характеристиках
Ряд ученых выделяют
в качестве особенностей
Сторонниками данной позиции являются, Ю.М. Козлов, В. Соболевский, С.С. Студеникин и многие другие. Ю.Н. Старилов, например, выделяет следующие черты административно-правовых отношений:
а) возникают в процессе
государственного управления (или
в сфере государственного
б) имеют в качестве
обязательного субъекта орган
государственного управления (или
орган исполнительной власти), т.
е. постоянным участником
в) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон;
г) возникают для
решения задач и осуществления
функций управления с целью
удовлетворения публичных и
д) характеризуются организующим началом (или свойствами организующего порядка), так как административно-правовые отношения - это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления;
е) имеют особый
правовой режим обеспечения
Д.Н. Бахрах выделяет следующие особенности административных правоотношений:
Думается, что в последней
концепции есть определенное рациональное
зерно. Она выглядит соответствующей
реалиям административного
Ученые Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев, В.М. Манохин и вовсе демонстрируют альтернативный подход к выделению особенностей административных правоотношений. Они утверждают, что административно-правовые отношения в своей преобладающей части - организационные, что обусловлено содержанием исполнительной власти как организующей силы государства7. Это означает, административно-правовые отношения сами по себе не существуют, а выполняют строго служебную роль. Они обеспечивают условия (производства и т.д.), согласование деятельности людей, координацию, охрану и развитие и т.д. Кроме того, автор отмечает, что административно-правовые отношения причисляются к группе тех отношений, которые вызываются к жизни посредством применения административно-правовой нормы. То есть "...сначала норма, ее применение, а затем - возникновение реального общественного отношения, правоотношения". Этим ограничивается характеристика особенностей административных правоотношений.
Итак, представив себе в общем и целом спектр выделяемых в науке особенностей административных правоотношений, остановимся на наиболее существенных из них подробнее:
1. Прежде всего, административно-
Кроме того, определяя родовую
принадлежность административных правоотношений,
не следует забывать, что они являются
публичными правоотношениями, имеющими
в своей основе определенный общественный,
государственный интерес. Его выразителем
является властный субъект государственного
управления, являющийся одной из сторон
административного
2. Административные
В основе каждого
общественного отношения,
Описывая данную особенность
административных
Между тем, существуют и горизонтальные админстративно-правовые отношения, которые также носят властный характер по причинам, изложенным выше, но не предполагают властного воздействия одной стороны на другую (например, отношения, возникающие в процессе совместной работы двух министерств в согласительной комиссии).
Информация о работе Характеристика особенностей административно-правовых отношений