Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:39, курсовая работа
Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, усвоить виды, черты административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:
Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;
Виды и структуру административно-правовых отношений;
Рассмотреть особенности административно-правовых отношений.
Введение…………………………………………..………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность административно-правовых отношений..5
1.1. Понятие административно-правовых отношений и их виды……….5
1.2. Структура административного правоотношения…………………..10
Глава 2. Характеристика особенностей административно-правовых отношений………………………………………………………………………..14
2.1. Основные особенности административно-правовых отношений...14
2.2. Участники административно-правовых отношений.........................21
Заключение..................................................................................................26
Список использованной литературы.........................................................28
В отношении данной особенности следует отметить, что распространенный термин "властеотношения" применительно к административно-правовым отношениям следует применять с осторожностью, поскольку властеотношения не подразумевают сами по себе присутствия правового регулятора этих отношений. В работе А.И. Елистратова "Основные начала административного права" содержится следующее высказывание: "Взаимоотношение между правящими и управляемыми, не урегулированное правом, будет не правоотношением, а лишь властеотношением. Система "властеотношений, - пишет далее ученый, - господствовала в административном укладе полицейского государства"9. Таким образом, по нашему мнению, административно-правовые отношения являются властеоношениями в том смысле, что представляют собой отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти государства, урегулированные нормами административного права.
3. Особенностью административных
правоотношений является и
4. Административные
2.2. Участники административно-
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет участников (сторон) правоотношения, которые именуется субъект и объект управления.
Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации10.
Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения - всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется. Например, Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности11. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.
В содержании административного правоотношения различают две стороны:
1) материальную (поведение субъектов);
2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности)12.
Таким образом, одни исследователи поведение участников правоотношения определяют как объект административно-правового отношения, а другие отождествляют это же поведение с понятием «содержания правоотношения». Мы придерживаемся последней точки зрения, поскольку реальное поведение участников административного правоотношения составляет непосредственное содержание этого правоотношения.
Обстоятельствами, при которых в соответствии с требованиями правовой нормы между сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения, выступают юридические факты.
Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся «юридическими» не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Таким образом, придание им правового характера полностью зависит от воли законодателя. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия. По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на события, действия и состояния. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.
Наиболее распространенным
основанием для возникновения, изменения
и прекращения административно-
Рассмотрим состав административного правоотношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности государственных служащих.
Государственный служащий А.
не справляется с должностными обязанностями,
самовольно без уважительных причин
покидает рабочее место, зафиксированы
случаи прогулов. Госслужащего А. вызывает
на прием его руководитель, и после
выяснения обстоятельств дела издает
приказ об объявлении этому госслужащему
строгого выговора. Необходимо указать
элементы состава данного
Правильный ответ заключается в следующем:
1) субъекты правоотношения, т.е. его участники — руководитель с одной стороны, госслужащий А. — с другой;
2) объектом является круг
охраняемых административным
3) содержание — фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, то есть госслужащего А. с руководителем) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности — права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему А., не выполнившему свои должностные обязанности).
В качестве юридического факта,
явившегося условием возникновения
данного административно-
На данном примере наглядно можно объяснить так называемую «классическую конструкцию» состава административных правоотношений.
Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.
Заключение
Для административно-правовых отношений характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.
В административно-правовых
отношениях, как основном элементе
механизма правового
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие
отношения организационного характера,
возникающие в сфере «
Таким образом, административно - правовые отношения - это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления.
Список использованных источников
Информация о работе Характеристика особенностей административно-правовых отношений