Характеристика особенностей административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, усвоить виды, черты административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:
Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;
Виды и структуру административно-правовых отношений;
Рассмотреть особенности административно-правовых отношений.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность административно-правовых отношений..5
1.1. Понятие административно-правовых отношений и их виды……….5
1.2. Структура административного правоотношения…………………..10
Глава 2. Характеристика особенностей административно-правовых отношений………………………………………………………………………..14
2.1. Основные особенности административно-правовых отношений...14
2.2. Участники административно-правовых отношений.........................21
Заключение..................................................................................................26
Список использованной литературы.........................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и основные особенности административно-правовых отношений.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

 В отношении данной  особенности следует отметить, что  распространенный термин "властеотношения" применительно к административно-правовым отношениям следует применять с осторожностью, поскольку властеотношения не подразумевают сами по себе присутствия правового регулятора этих отношений. В работе А.И. Елистратова "Основные начала административного права" содержится следующее высказывание: "Взаимоотношение между правящими и управляемыми, не урегулированное правом, будет не правоотношением, а лишь властеотношением. Система "властеотношений, - пишет далее ученый, - господствовала в административном укладе полицейского государства"9. Таким образом, по нашему мнению, административно-правовые отношения являются властеоношениями в том смысле, что представляют собой отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти государства, урегулированные нормами административного права.

3. Особенностью административных  правоотношений является и чрезвычайно  обширная сфера возникновения  таких отношений - это сфера  государственного управления или  сфера реализации исполнительной  власти государства. Насколько  необозрима сфера влияния органов  исполнительной власти и, прежде  всего, Правительства РФ, определенная  в ст. 114 Конституции РФ и Федеральном  конституционном законе от 17 декабря  1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве  Российской Федерации" самым  общим образом, настолько же  невероятно обширна и сфера  влияния административного права. Административно-правовые отношения могут возникнуть и в области обороны и государственной безопасности, и в сфере культуры, науки образования, и в сфере экономических отношений, и применительно к системе социальной защиты, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов проводится работа по управлению общественными процессами и явлениями. Вследствие этого административно-правовые отношения часто не похожи между собой. Действительно, немного общего можно найти между взаимоотношениями офицера и солдата в армии и взаимоотношениями между органом социального обеспечения и пенсионером. Тем не менее, возникающие между субъектами административного права общественные отношения, урегулированные нормами отрасли, всегда связаны с осуществлением государственного управления, и это их объединяет.

4. Административные правоотношения  являются организационными. Это  означает, что административные  правоотношения возникают, изменяются  и прекращаются в связи с  реализацией исполнительной власти  и связаны с ее организацией  в широком смысле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Участники административно-правовых  отношений

 

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет участников (сторон) правоотношения, которые именуется субъект и  объект управления.

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления  - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации10.

Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих  прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и  процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная  взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения - всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение  предполагает такое поведение его  участников (сторон), которое соответствует  требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях  и поощряется. Например, Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности11. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

В содержании административного  правоотношения различают две стороны:

1) материальную (поведение субъектов);

2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности)12.

Таким образом, одни исследователи  поведение участников правоотношения определяют как объект административно-правового  отношения, а другие отождествляют  это же поведение с понятием «содержания  правоотношения». Мы придерживаемся последней  точки зрения, поскольку реальное поведение участников административного  правоотношения составляет непосредственное содержание этого правоотношения.

Обстоятельствами, при которых  в соответствии с требованиями правовой нормы между сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения, выступают юридические  факты.

Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся «юридическими» не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Таким образом, придание им правового характера полностью зависит от воли законодателя. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия. По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на события, действия и состояния. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Наиболее распространенным основанием для возникновения, изменения  и прекращения административно-правовых отношений являются правомерные  действия участников управленческой деятельности13. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия органа исполнительной власти, граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. В определенных случаях для возникновения юридических последствий требуется не один юридический факт, а их совокупность, получившая название фактический состав. Помимо наличия юридических фактов и фактических составов основанием для возникновения правоотношений является наличие обстоятельств, которые, не являясь фактами в общеупотребительном понимании, все-таки признаются законодателем таковыми (юридическая презумпция и юридическая фикция). Юридическая презумпция — обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращает свое действие правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности или презумпция виновности). Юридическая фикция — заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем, признание сделки фиктивной, признание нормативного акта юридически ничтожным).

Рассмотрим состав административного  правоотношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности государственных служащих.

Государственный служащий А. не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы  случаи прогулов. Госслужащего А. вызывает на прием его руководитель, и после  выяснения обстоятельств дела издает приказ об объявлении этому госслужащему строгого выговора. Необходимо указать  элементы состава данного административного  правоотношения.

Правильный ответ заключается  в следующем:

1) субъекты правоотношения, т.е. его участники — руководитель с одной стороны, госслужащий А. — с другой;

2) объектом является круг  охраняемых административным правом  общественных отношений в сфере  государственного управления по  поводу государственной службы; непосредственным объектом является установленный режим государственной службы;

3) содержание — фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, то есть госслужащего А. с руководителем) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности — права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему А., не выполнившему свои должностные обязанности).

В качестве юридического факта, явившегося условием возникновения  данного административно-правового  отношения, выступили неправомерные  действия госслужащего А. (не справляется  с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее  место, зафиксированы случаи прогулов). Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя. Последний (юридический факт) в полной мере следует отнести к самостоятельному элементу состава (структуры) административно-правового  отношения.

На данном примере наглядно можно объяснить так называемую «классическую конструкцию» состава  административных правоотношений.

Учитывая многообразие сферы  государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для административно-правовых отношений характерными являются следующие  особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий  орган исполнительной власти или  его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.

В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма правового регулирования, индивидуализируются положения  той или иной нормы административного  права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность  участников отношений. Эти отношения  воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников, как конечный результат согласованности  управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия. Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые  урегулированы нормами административного  права. Это такие управленческие отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характера, возникающие  в процессе деятельности субъектов  законодательной (представительной) и  судебной власти, а также органов  прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Таким образом, административно - правовые отношения - это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  2. Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 № 58-ФЗ
  3. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. С. 21.
  4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Административное право России: Учебник. - М.: Издательство «Зерцало», 2007. С. 38-39.
  5. Хаманаева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2004. С. 54.
  6. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. М., 2004.
  7. Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы. М.: 2006. - 283 с.
  8. Агапов А.Б. Учебник административного права. М.: 2006. - 316 с.
  9. Административное право.  Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. //3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - . с. 125
  10. Российское административное право: Учебник / Адушкин Ю.С., Багишаев З.А., Манохин В.М.. - М.; Юристъ, 2006. - 472 с.
  11. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Зерцало-М, 2006. - 592 с.
  12. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. М.: Издательство Юристъ, 2006. - 318 с.
  13. Основные начала административного права / Елистратов А.И. - М.: Изд. Г.А. Лемана, 1914. - 332 c.

Информация о работе Характеристика особенностей административно-правовых отношений