Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на 98 вопросов по дисциплине "Административное право".
Признаки общественных объединений:
– добровольное; – самоуправляемое; – некоммерческое; – негосударственная структура; – действует на основании устава.
Виды общественных объединений: 1) в зависимости от организационно-правовой формы:
– общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
– общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
– общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущ-во в собственных интересах;
– общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
– орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; – политическая партия.
2) в зависимости от объема прав:
– обладающие правами юридического лица (подлежащие государственной регистрации); – не обладающие правами юридического лица (не регистрируемые);
3) в зависимости от территории деятельности:
– местные; – региональные; – межрегиональные; – общероссийские.
15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное деяние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его представителя (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т. е. обладающее свойствами юридического факта.
Признаки:
– государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;
– государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.
Особенности государственного управления:
– государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов; – государственное управление осуществляется непрерывно; – государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления); – государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законод-ой власти. Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:
– являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной; – основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов; – специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;
– данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Выделяют следующие методы административного права:
– метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому;
– метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант повед-ия, наиболее благопр-ый в опред-ой ситуации;
– метод согласования – характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга;
– метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;
– метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой;
– метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
16. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РФ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.
Структура административно-правового статуса:
– административная правоспособность – способность быть субъектом администр-го права, иметь права и выполнять обязанности админ-но-правового характера;
– административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;
– совокупность прав и обязанностей; – ответственность; – гарантии реализации прав и обязанностей. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта: – административно-правовой статус личности; – административно-правовой статус гражданина; – административно-правовой статус иностранного гражданина; – административно-правовой статус лица без гражданства.
Иностранным гражданином явл-ся физич-ое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказат-во наличия гражданства (подданства) иностран-го госуд-ва.
Лицом без гражданства явл-ся физич-ое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностр-го госуд-тва.
Основания проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ:
– приглашение на въезд в РФ; – разрешение на временное проживание; – вид на жительство.
Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства: являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане РФ. Однако в отношении них законодательством предусматриваются меры, не применяемые к гражданам РФ:
– административное выдворение – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ либо контролируемый самостоятельный их выезд из РФ;
– депортация – принудительная высылка указанных граждан и лиц в случае утраты или прекращения законных оснований пребывания (проживания) в РФ.
Виды административно-правового статуса в зависимости от субъекта:
– общий административно-правовой статус – статус, принадлежащий любому лицу независимо от пола, возраста, образования и других признаков;
– особенный – статус, принадлежащий отдельным категориям граждан (например, государственным служащим, военнослужащим и т. д.);
– специальный – статус, принадлежащий лишь некоторым категориям граждан (например, опекунам, попечителям).
Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения. Виды административно-правовых гарантий:
экономические; политические; идеологические; организационные; юридические.
17. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ), ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА
Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Виды органов исполнительной власти:
1) по федеративному устройству:
– федеральные органы исполнительной власти; – органы исполнительной власти субъектов Федерации; – территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 2) по характеру компетенции: – общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ); – органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам); 3) по составу руководства: – единоличные (различные министерства); – коллегиальные (Правительство РФ);
4) по организационно-правовым формам:
– на федеральном уровне; – на уровне субъекта Федерации;
5) по источникам финансирования:
– финансируемые за счет средств федерального бюджета; – финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:
– принцип федерализма – обусловлен государственным устройством России; – принцип законности – все органы госуд-ой власти создаются и действуют на основании закона. Издаваемые ими нормат-ые акты должны соответствовать закону; – прин-п экономичности – осуществление организац-но-правовых мер, направ-ых на обеспечение экономии государ-ых средств и содержание аппарата управления; – принцип самостоятельности органов исполнительной власти – выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы и эти органы не находятся в организационном подчинении каких-либо иных органов. Однако самостоятельность эта относительна, их деятельность подконтрольна (например, Счетной палате);
– принцип гласности – предполагает широкое обнародование через средства массовой информации о результатах работы органов исполнительной власти;
– принцип единства системы – по предметам ведения РФ и совместного ведения рФ и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию возложенных на них задач и полномочий.
Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.
Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.
18. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий.
Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, включающее в себя Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят: – федеральные министерства; – федеральные службы; – федеральные агентства.
Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Федеральное министерство осуществляет следующие полномочия:
– осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; – осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав П РФ министр РФ.
Федеральные службы – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.