Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
Классификация конституционно-правовых норм:
Исходя из этих постулатов, конституционное право регулирует две основные группы отношений: 1) отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; 2) отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти.
Причем вторая группа, так называемые властеотношения, является зависимой и производной от первой. Соответственно этим двум группам отношений используются два типа правового регулирования. Отношения первой группы регулируются на основе общедозволительного типа регулирования по принципу «разрешено все, что не запрещено законом»; вторая группа — властеотношения регулируются в соответствии с разрешительным принципом «разрешено то, что прямо предусмотрено законом».
Конституционные правоотношения — это отношения, возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений заключаются в том, что они возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т. е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, они характеризуются высоким политическим потенциалом, т. е. выступают юридической формой политических отношений в обществе и, в этой связи, выражают интересы разных социальных групп, а также коренные интересы общества в целом.
Конституционные правоотношения довольно многообразны. В зависимости от временного фактора конституционные правоотношения могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к Российской Федерации и др.) или быть временными (отношения между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным судом и др.)
. Конституционные правоотношения различаются по содержанию (избирательные, федеративные, муниципальные и т. д.), субъектному составу, основаниям возникновения. В зависимости от характера регулирующих норм конституционные правоотношения могут быть конкретными в случаях: а) если стороны такого отношения персонифицированы, например: кандидат на выборную должность, избирательная комиссия; Государственная Дума; б) если субъекты правоотношения наделены конкретными правами и обязанностями; в) если их поведение имеет конкретные юридические последствия и др., а также общерегулятивными, что специфично именно для конституционного права.
Общерегулятивные отношения
Субъектами
конституционно-правовых
отношений выступают физические лица
(граждане, лица без гражданства, иностранцы,
беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные
образования (народ, государство, органы
государственной власти, субъекты Российской
Федерации, административно-
Все субъекты наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их своими действиями). При этом абсолютной правосубъектностью (т. е. не ограниченной ничем, кроме закона) обладает народ.
Особым субъектом конституционно-правовых отношений является
государство – Российская Федерация.
К участникам конституционно-правовых отношений относятся также
субъекты Российской Федерации:
- республики;
- края;
- города федерального значения;
- автономная область;
- атомные округа;
Сторонами конституционно-
- муниципальные образования;
- органы государственной власти;
- органы местного
- население местного
- этнические группы;
- политические партии и другие
общественные объединения
- собрания граждан;
- собрания избирателей;
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства и др.
Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.
Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1)
Государственная Дума
2)
Государственная Дума может
3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:
1)
в связи с выражением ею
недоверия Правительству РФ в
течение года после ее
2)
с момента выдвижения ею
3)
в период действия на всей
территории Российской
4)
в течение шести месяцев до
окончания срока полномочий
Роспуск
Госдумы может произойти по указу
Президента России, если она трижды отклонила
представленные им кандидатуры на должность
Председателя Правительства или выразила
недоверие Правительству повторно в течение
трёх месяцев. Однако Дума не может быть
распущена в первый год своей работы.
23 Основы Конституционно-правового статуса субъектов РФ
В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находиться 21 республика. Республика в составе РФ - это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ.
Согласно
Конституции РФ (ст. 66)- статус республики
определяется федеральной конституцией
и конституцией республики. Таким
образом, КРФ устанавливает
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федеральных органов гос. власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы республики определяются гос. границей республики.
Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от иностранных государств.
Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Территория республики установлена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно КРФ (ст. 38) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.