Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Правоведению"
Правотворчество как сложная деятельность
по формулированию общих правил поведения
является весьма неоднородным и можно
выделить определенные его формы (виды):
1) в зависимости от субъектов правотворчества:
а) непосредственное создание нормативно-правового
акта - правотворчество государственных
органов (например, Государственной Думы,
Правительства РФ, министерств и ведомств,
муниципальных органов и т.д.);
б) санкционирование - правотворчество
общественных и иных организаций (например,
профсоюзов) т.е. когда нормативно-правовой
акт уже существует, ему лишь придается
юридическая сила (например, ратификация
международных договоров);
в) референдум - правотворчество народа
в процессе проведения всенародного голосования
по наиболее важным вопросам государственной
и общественной жизни;
2) в зависимости от значимости:
а) законотворчество (правотворчество
высших представительных органов - парламентов,
в процессе которого издаются нормативные
акты высшей юридической силы - законы,
принимаемые в соответствии с усложненной
процедурой);
3) делегированное правотворчество (нормотворческая
деятельность органов исполнительной
власти, прежде всего правительства, осуществляемая
по поручению парламента по принятию для
оперативного решения определенных проблем
нормативных актов, входящих в компетенцию
представительного органа);
4) подзаконное правотворчество (здесь
нормы права принимаются и вводятся в
действие структурами, не относящимися
к высшим представительным органам - президентом,
правительством, министерствами, другими
центральными органами исполнительной
власти, местными органами государственного
управления, губернаторами, главами администраций,
руководителями предприятий, учреждений,
организаций).
Не все юридические нормы необходимо
принимать на уровне законотворчества.
Есть целый спектр ситуаций, когда юридические
нормы целесообразнее принимать на уровне
подзаконных актов, нормативных договоров
и в иных формах.
Кроме прочего, подзаконное правотворчество
характеризуется большей оперативностью,
гибкостью, меньшей формальностью, большей
компетентностью осуществляющих его конкретных
субъектов. Вместе с тем оно связано с
“непрозрачностью” процесса принятия
нормативных актов, с их громоздкостью.
Существует несколько
классификаций форм реализации права.
Наиболее распространенной является разделение
реализации по способам совершения правообразующих
действий и того, какие предписания реализуются (субъективное право, юридическая обязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют:использование (
Использование – направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Реализуются нормы закона, которые наделяют субъекта правами.
Исполнение – требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права.
Соблюдение – пассивное воздержание субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому.
Применение права – активная властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Применение – это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности.
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Основные структурные элементы системы права:
а) нормы права;
б) институты права,
в) отрасли права.
Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права
Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).
Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).
О́трасль пра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.
Основаниями для деления права на отрасли считаются:
В системе права выделяют
отрасли материального и процес
Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.
К процессуальным отраслям права относятся:
Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.
Международное
право - это система юридических
норм, регулирующих межгосударственные
отношения в целях обеспечения
мира и сотрудничества. Таким образом,
главной функцией международного права
является регулирование
Межгосударственные отношения - это отношения
между государствами, а также между государствами,
нациями и народами, борющимися за признание
своей независимости. Рассматривая межгосударственные
отношения, необходимо учесть, что международно-правовые
нормы регулируют, прежде всего, отношения
между основными субъектами - государствами,
но за последние годы существенно расширился
круг участников международных отношений
и, как следствие, отношения, которые ранее
входили во внутреннюю компетенцию государства,
перешли в сферу общих интересов государств
(например, обеспечение и защита прав и
свобод человека).
В международном праве сформировались
следующие отрасли: право международных
организаций; право внешних сношений;
право международных договоров; право
международной безопасности; международное
морское и космическое право; международное
уголовное право; международное экономическое
право; международное гуманитарное право;
международное экологическое право и
другие.
Современное международное право определило
основные цели взаимодействия государств,
а тем самым и международно-правового
регулирования. Среди основных принципов
международного права можно выделить
принцип мирного сосуществования, принципы
поддержания мира и международной безопасности,
принципы международного сотрудничества
и принципы защиты прав человека, народов
и наций. Сложившийся комплекс основных
принципов международного права объединил,
организовал и соподчинил группы норм,
от которых государства не вправе отступать
даже по взаимному согласию. Следовательно,
генеральной социально-политической целью
международного права является обеспечение
нормального функционирования существующей
системы международных отношений и ее
развитие.
Правовые отношения – это урегулированные нормами права и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
Признаки правовых отношений:
Правоотношения представляют собой устойчивые правовые связи, но отнюдь не статичные. Они возникают, развиваются и прекращаются при наличии определенных обстоятельств (например, рождение ребенка порождает для родителей правоотношения по его воспитанию, содержанию).
Основанием возникновения
Возможна и такая ситуация, когда несколько юридических фактов порождают одно последствие. Например, смерть человека и наличие завещания, составленного им. порождают процедуры открытия наследства и определяют порядок наследования - наследование по завещанию. Совокупность различных юридических фактов, вызывающих наступление одного последствия, именуется юридическим составом.
Различная правовая природа жизненных обстоятельств (рождение, смерть, совершеннолетие, землетрясение, развод и т.д.) позволяет выделять некоторые виды юридических фактов.
По характеру последствий