Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Правоведению"
4. Связанность законом
в равной мере как государства
в лице его органов,
5. Взаимная ответственность государства и личности:
личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
6. Реальность закрепленных в
законодательстве основных
7. Реальность, действенность контроля
и надзора за осуществлением
законов, иных нормативно-
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).Несомненно, что одной из важных проблем является неразработанность правовой политики. В рамках правовой политики, в частности, должны быть решены вопросы о необходимости разработки конституционно-правовых терминов, понятий и определений.
Важное место в становлении
правового государства играет решение
проблем ответственности
Огромное значение для становления
правового государства
Важной проблемой становления правового государства является развитие органов прокуратуры. Таким образом, анализ нормативной базы функциональных полномочий прокуратуры в сфере надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан и федерального законодательства позволяет говорить не только о наличии существенных предпосылок для всестороннего развития этого направления деятельности прокуратуры, но и о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства в России
Значимым для становления
Существенную роль в становлении правового государства играет процесс развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства[xxv]. Развитие институтов гражданского общества является одной из важнейших проблем становления правового государства.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.
Признаки социального
Функции социального государства
Становление социального государства в современной России сопряжено с большими трудностями.
Реформирование экономики не привело к разделению собственности и власти, средний класс, гражданское
общество находятся в процессе формирования, политические свободы не стали средством обеспечения
экономической свободы. Государство не выполняет в полной мере свои основные функции обеспечения
безопасности граждан, их экономического благосостояния, прав и свобод. Налицо регресс многих
социально-гражданских
Гражданское общество – это система негосударственных организаций, объединений,
учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других
неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на
равноправной основе.
Признаки гражданского общества:
Структура гражданского общества:
В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
– не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
– нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;
– политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;
– оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном, так и на региональном уровне;
– ставится под сомнение свобода слова и прессы – через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
– свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за насилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
– сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
– не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.
Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:
1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;
3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.
6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.
Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Функции права - это направления его воздействия на общественные отношения.
Различают следующие основные функции права:
1) регулятивные (направления правового
воздействия, нацеленные на
а) регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных отношений);
б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии определенных общественных отношений);