Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:26, курсовая работа
Анализ использования прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность .
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа использования прибыли
Предприятия……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие прибыли и ее использование………………………………………5
1.2. Управление прибылью предприятия………………………………………10
Глава 2. Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»……………………………………………………………..13
2.1. Краткая характеристика ОАО «Астраханьэнерго»……………………….13
2.2. Анализ состава и структуры прибыли предприятия……………………...14
2.3. Анализ финансовых результатов реализации продукции………………..17
2.4. Анализ использования прибыли на ОАО «Астраханьэнерго»…………..20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………..27
20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы анализа использования прибыли
Предприятия…………………………………………………
1.1. Понятие прибыли и ее использование………………………………………5
1.2. Управление прибылью предприятия………………………………………10
Глава 2. Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»…………………………………
2.1. Краткая характеристика ОАО «Астраханьэнерго»……………………….13
2.2. Анализ состава и структуры прибыли предприятия……………………...14
2.3. Анализ финансовых результатов реализации продукции………………..17
2.4. Анализ использования прибыли на ОАО «Астраханьэнерго»…………..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..27
Введение
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии – получение прибыли.
В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения и использования прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Значимость экономического анализа такого важнейшего показателя, как прибыль предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.
Анализ использования прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность[1].
Таким образом, тема работы «Анализ использования прибыли предприятия» является актуальной в настоящее время, так как прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления производством. С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий. Прибыль является самым крупным источником финансирования производства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных условиях.
Целью данной работы является изучение и проведение анализа использования прибыли предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать экономическое содержание, роль прибыли в процессе повышения эффективности работы предприятия;
- проанализировать формы, методы и политику распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении ОАО «Астраханьэнерго»;
- сделать выводы, разработать предложения для повышения прибыли с учетом факторов, оказывающих на нее непосредственное влияние.
Глава 1. Теоретические основы анализа использования прибыли предприятия
1.1. Понятие прибыли и ее использование
Прибыль, как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.[2]
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.[3]
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль.
Балансовая прибыль— это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.[4]
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня средне реализационных цен:[5]
П = ∑[VРПобщ ∙ Удi ∙ (Цi – Сi)] (1)
где VРПобщ – объем реализации продукции; Удi – структура i – го вида продукции; Цi - средне реализационные цены i – го вида продукции; Сi – себестоимость i – го вида продукции;
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот[6].
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя следующую таблицу.
Таблица 1
Исходные данные для анализа прибыли от реализации продукции,
тыс. руб.
Показатель | Базовый период | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка (нетто) от реализации продукции товаров, услуг (В) | ∑(Рпio * Цio) | ∑(РПi1 * Цio) | ∑(РПi1 * Цi1) |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | ∑(Рпio * Сio) | ∑( РПi1 * Сio) | ∑(РПi1 * Сi1) |
Прибыль (П) |
|
|
|
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на ее уровень.
Индекс объема продаж исчисляется путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении:[7]
Iрп =VРП1/VРПо (2)
где Iрп - индекс объема продаж; VРП1 - фактический объем реализации продукции; VРПо - базовый объем реализации продукции.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(РПi1 * Цio) - ∑( РПi1 * Сio) (3)
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(РПi1 * Цi1) - ∑( РПi1 * Сio) (4)
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в следующей таблице:
Таблица 2
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | |||
Объем продаж | Структура продаж | Цены | Себесто-имость | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
По | to | to | to | to | Во - Зо |
Пусл1 | t1 | to | to | to | По*Крп |
Пусл2 | t1 | t1 | to | to | Вусл - Зусл |
Пусл3 | t1 | t1 | t1 | to | В1 – Зусл |
П1 | t1 | t1 | t1 | t1 | В1 – З1 |