Анализ оборонно промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ оборонно промышленного комплекса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-Определить место оборонно-промышленного комплекса в экономической структуре;
-Рассмотреть процессы развития оборонно-промышленного комплекса в России, конкретного региона – Алтайского края.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

     Каково  современное состояние данного  ОПК раскрывается в следующей  главе.

                  2.2  Современное состояние предприятий ОПК региона.

     По оборонно-промышленному комплексу Алтайского края в 2007 г. индекс промышленного производства (далее - ИПП) составил 115,3%, что было значительно выше общекраевого показателя (110,3%). В первом квартале 2008 г. отмечалась тенденция к снижению динамики индекса промышленного производства отрасли, если в январе он составлял 106%, то с января по март ИПП снизился до 101% на фоне приращения общего индекса. Начиная с апреля, тенденция меняется к последовательному росту. За 8 месяцев 2008 г. темп роста ИПП по оборонно-промышленной отрасли к аналогичному периоду прошлого года составил 114%. За этот период предприятиями ОПК произведено продукции и оказано услуг на общую сумму более 3,7 млрд. руб. Несмотря на то, что показатели отрасли по-прежнему ниже индекса курируемых предприятий по полному кругу (119,0%), ситуация меняется, и уже к концу года прогнозируется превышение значения индекса промышленного производства ОПК по отношению к общекраевому показателю. Отмеченная выше тенденция объясняется существующей спецификой работы с Министерством обороны Российской Федерации. Это и позднее проведение тендеров на работы (до июля этого года), и раннее завершение финансового года (до ноября), и часто допускаемые разрывы в финансировании работ, и задержки в авансировании. Все это приводит к тому, что основная масса работ в рамках подписанных в текущем году контрактов выпадает на второе полугодие. За январь-август 2009 г. достигнуто увеличение объемов производства следующими предприятиями и организациями ОПК края (в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года):

     ОАО АПЗ «Ротор» - 183,8%,

     ОАО ХК «Барнаултрансмаш» - 133,5%,

     ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод» - 124,9%,

     ФГУП  БПО «Сибприбормаш» - 110,0%.4

     Несмотря  на незначительность объемов гособоронзаказа прошлых лет, большинство из предприятий ОПК края сумело выжить, при этом обеспечивая рост объемов конверсионной гражданской продукции. Сегодня, при положительной тенденции роста гособоронзаказа и крепких позициях на рынке высокотехнологичной гражданской продукции, предприятия комплекса динамично развиваются (с темпами в среднем по году превышающими общекраевые показатели), осваивают выпуск новых конкурентоспособных изделий, наращивают экспортный потенциал и расширяют географию поставок. Благодаря реализуемой промышленной политике большинства предприятий ОПК, сохраненному мощному кадровому инженерно-техническому потенциалу, высококвалифицированному менеджменту, а также оказываемой поддержке со стороны Администрации края, оборонно-промышленный комплекс сегодня имеет реальные предпосылки для проведения масштабной технической модернизации собственных производств с целью освоения выпуска инновационной продукции. Эта политика является приоритетным направлением работы Администрации края и уже приносит свои положительные результаты. Благодаря совместным усилиям власти, руководителей и собственников предприятий увеличивается государственный оборонный заказ, выравнивается финансово-экономическая ситуация в отрасли, растет социальная ответственность собственников и менеджеров.

     В течение достаточно длительного  времени оборонные отрасли промышленности, впрочем, как и вся промышленность, охвачены глубоким кризисом, однако кризис оборонного комплекса имеет свои специфические особенности, а именно: Предприятия, занятые выполнением государственного оборонного заказа, полностью зависят от уровня его финансирования. Несвоевременные расчеты за выполненный государственный оборонный заказ в течение 1992-1997 гг. привели не только к разрушению финансового благополучия предприятий, но и к образованию громадных пени и штрафов в бюджеты разных уровней, а также внебюджетные фонды. Оборонный комплекс с 1992г. получил громадную избыточность мощностей в связи с резким уменьшением госзаказа, но мобилизационные задания остались на уровне 1986 расчетного г., и предприятия вынуждены тратить громадные средства, усугубляя и без того свое сложное финансовое положение. Либерализация цен лишила предприятия собственных оборотных средств, последовавшая в дальнейшем инфляция, связанная с этим кредитно-финансовая политика на фоне открытых границ для ввоза импортных промышленных товаров разрушили производство гражданской продукции.

     Проводившееся непрерывно с 1986 г. изменение схем управления (что продолжается и сейчас), ликвидация соответствующих министерств в 1992 и в 1997 гг. пагубно отразилось на состоянии оборонной промышленности. Наиболее существенное - это разрушение единого экономического, таможенного, законодательного пространства в связи с распадом СССР. Отсутствие перспективы и ясности (в 1992-1994 гг.) в понимании: внешней политики, критериев национальной безопасности, военной доктрины, реформы вооруженных сил, программы вооружений, непрерывная смена кадров в Правительстве и руководстве силовых министерств породили ещё большую неразбериху в оборонной промышленности. Правительство отказалось заниматься (промышленной политикой, структурной перестройкой и т.д.), в том числе и оборонным сектором промышленности, считая, что рынок всё расставит на свои места. Опережающий рост цен на продукцию ТЭК и транспортные перевозки, коммунальные услуги, жесткая налоговая политика привели к тяжелейшим последствиям.5

     Развитие  военно-промышленного комплекса  эксперты называют одной из точек  роста экономики. Причиной гибели многих промышленных предприятий, в том числе и оборонных, стали не объективные, а скорее субъективные факторы: собственники пытались исполнять роль менеджеров и не справлялись с управлением. Вместе с тем, в Алтайском крае есть немало положительных примеров, пишет «Российская газета». Некоторые предприятия оборонно-промышленного комплекса, чтобы выжить в 1990-е г., пошли на рисковый шаг — полную диверсификацию производства. В свое время благодаря этой процедуре руководству завода «Ротор» удалось в буквальном смысле слова спасти свое предприятие. Оборонный заказ предприятия тогда составлял лишь 0,015% общего объема выпускаемой продукции.  Выжили и те, кто сумел сохранить за собой рынок выпускаемой продукции. В советское время в Российской Федерации существовало четыре завода по производству взрывателей для разных снарядов, в их числе и алтайский завод «Сибприбормаш». Объективно у него было меньше всего шансов на выживание. Однако он остался на плаву и сегодня выпускает номенклатуру всех трех других закрывшихся заводов. «В этом случае сработал отнюдь не эффективный собственник, потому что это государственное предприятие, просто на заводе выстроилась эффективная система управления», так считает бывший вице-губернатор Алтайского края Виталий Ряполов. В сравнительных показателях в 2006 г. алтайская промышленность произвела лишь 42% от уровня объемов 1991 г. Чтобы вернуть результаты пятнадцатилетней давности или хотя бы приблизиться к ним, реальному сектору потребуются серьезная загрузка, модернизация производства и внедрение современных технологий, что при существующих скромных бюджетах возможно лишь благодаря вливанию в серьезные интегрированные структуры. Некоторые предприятия военно-промышленного комплекса выбрали именно такой путь. Славгородский завод радиоаппаратуры вошел в концерн «Созвездие», а алтайский приборостроительный завод «Ротор» - в санкт-петербургский концерн Центрального научно-исследовательского института «Электроприбор» и в течение трех лет планирует увеличить объем продукции втрое. У бывшего гиганта — Рубцовского тракторного завода, который только начинает «подниматься с колен», появился шанс войти в артиллерийско-бронетанковый холдинг (головное предприятие «Уралвагонзавода»). Хотя завод имеет и другой вариант самостоятельного развития, согласно которому на следующий год он должен вырабатывать продукции на два миллиарда рублей.

     Второй  по величине населения город Алтайского края Бийск. Он представлен оборонно-промышленным комплексом, включающим в себя такие предприятия, как Бийский олеумный завод, «Сибприбормаш», ФНПЦ «Алтай». У всех этих предприятий разные судьбы: одни акционировались, другие частично акционировались или создали холдинг. Бийский олеумный завод сохранил свой статус и 87% мобилизационных мощностей благодаря тому, что в период становления рынка нашел свою нишу, выпуская около 60% продукции по новым разработкам: промышленные средства взрывания и взрывчатые вещества. К 2008 г. прибыль завода достигала 190 млн. руб., после чего начался спад. Его взрывчатка не выдержала конкуренции по цене с продукцией мелкого производства. С 1993 г. Бийский олеумный завод постоянно находится в состоянии поиска. Но все попытки занять новую нишу приводили к простой истине — специализацию предприятия не отменить. Производство краски, электродов и прочие начинания оказались безрезультатными, потому что всегда находились крупные компании, поставлявшие на рынок Алтайского края более конкурентоспособные аналоги. В настоящее время «Бийский олеумный завод» производит продукции на 1,5 млн рубл, но ежегодно падение производства составляет 100 миллионов рубл. И вновь встал вопрос: что делать? «Большая химия вся разобрана. Мощностей в стране в избытке. Если чем-то заниматься, надо учитывать нашу большую транспортную составляющую», — рассказал заместитель генерального директора Д Левушкин6. Размышления о будущем привели предприятие к идее заняться переработкой полезных ископаемых — их в Алтайском крае достаточно. Индекс промышленного производства в ОПК региона в прошлом году составил 110,3%. Оборонно-промышленные предприятия края в 2008 г произвели продукции и оказали услуг на общую сумму более 7,3 млрд. руб. Динамика роста объемов производства в течение 2008 г на предприятиях данной отрасли была выше общекраевого уровня. Среди наиболее успешных предприятий ОПК по объемам выпуска товарной продукции - ОАО «Рубцовский машзавод», ОАО «Барнаульский радиозавод», ОАО «Барнаульский геофизический завод», ОАО АПЗ «Ротор», ФКП «Бийский олеумный завод», ФГУП БПО «Сибприбормаш», ОАО «Славгородский завод радиоаппаратуры», ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод», ФГУП ФНПЦ «Алтай». Влияние мирового финансового кризиса на предприятия ОПК незначительно, отмечают в управлении края по промышленности и энергетике. Это позволяет избегать существенного снижения объемов производства, а также строить благоприятный прогноз на будущее. На основании тенденций последних лет уже сейчас можно предположить, что объем гособоронзаказа на предприятиях Алтайского края каждый год будет прирастать на 10 – 15% в денежном выражении. Дополнительные перспективные направления открываются в связи с вступлением в Государственную корпорацию «Ростехнологии» таких оборонно-промышленных предприятий Алтайского края, как ОАО «Барнаульский радиозавод», ФГУП БПО «Сибприбормаш», ФГУП БСКБ «Восток». Ряд предприятий, ранее вошедших в российские холдинговые структуры, реализуют программы поддержки их со стороны головных компаний. Положительный прирост объемов производства на ряде предприятий ОПК в текущем году следует ожидать в рамках уже подписанных контрактов, а также предварительно проработанных договоренностей.

     В следующей главе будут раскрыты вопросы перспектив развития ОПК  как в целом по России, так и  в Алтайском крае. 
 
 
 

3. Вопросы совершенствования  промышленной политики  в современной экономике и существовании ОПК.

                       3.1 Проблемы и перспектива развития ОПК в России.

     Ускоренное  технологическое развитие оборонно-промышленного  комплекса является необходимым  условием решения долгосрочных задач, стоящих перед Россией в области  обороны и безопасности.

     Конечная  цель технологического развития оборонно-промышленного  комплекса на период до 2025 г - обеспечение оснащения Вооруженных Сил и других силовых структур новыми образцами, типами и видами вооружения, военной и специальной техники (ВСВТ) в требуемых количествах в заданные сроки, а также сохранение за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества.

     Вместе  с тем, необходимо учитывать, что  ОПК, являясь наиболее наукоемким и  высокотехнологичным сектором российской экономики, наряду с разработкой и производством ВСВТ, должен решать задачи создания и расширения выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначении. Соответственно, решение этой задачи является еще одной конечной целью технологического развития данного сектора экономики [7].

     Ориентация  на развитие ОПК как многопрофильного, высокотехнологичного, диверсифицированного, экономически устойчивого, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках военной  и гражданской продукции промышленного сектора экономики России создает предпосылки для маневра средствами на ключевых направлениях научно-технического развития, однако не позволяет однозначно решить задачу выбора научно-технических приоритетов.

       В области обороны и безопасности целевое предназначение ОПК как производственного сектора - гарантированно обеспечивать оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов России современными образцами ВВСТ в требуемом объеме.

     Задачи  ОПК в гражданской сфере определяются, с одной стороны, стратегическими вызовами предстоящего десятилетия в сфере социально-экономического и технологического развития, в том числе усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, что предъявляет новые требования к конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций; поддержанием все в большей степени конкурентных позиций в мировой экономике за счет качества профессиональных кадров, что требует для обеспечения устойчивого развития роста производительности труда, модернизации и ускоренного развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала, превращения среднего класса в доминирующую силу. С другой стороны - жизненно-важными интересами России, в том числе необходимостью формирования научно-технологического комплекса обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках по ряду приоритетных направлений; структурной диверсификации экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности; повышения эффективности использования первичных ресурсов (труда, энергоносителей, материалов); повышения качества жизни населения.

     Таким образом, при выборе приоритетных направлений  развития ОПК во внимание должны быть приняты следующие факторы:

     * задачи обеспечения жизненно  важных интересов России в  военной и гражданской сферах:

     * обеспечение обороноспособности  в существующей и прогнозируемой  системе угроз;

     * поиск путей решения энергетической  проблемы, учитывая природно-климатические условия России;

     * создание скоростного надежного  дешевого транспорта, исходя из  географических особенностей и  территориальных масштабов страны;

     * совершенствование средств связи  и технологий телекоммуникаций  как необходимого условия развития современного высокотехнологичного производства и обеспечения качества жизни населения;

     * поддержание экологической чистоты  среды жизнедеятельности и др.;

     Имеющийся в секторах научно-технический задел, интеллектуальный потенциал и опыт производственного персонала, достигнутый технологический уровень разработок и производимой продукции, подтвержденный реальным присутствием на мировом рынке наукоёмкой продукции.

     Прогнозные  оценки показывают, что во второй половине текущего десятилетия вероятен дальнейший рост объемов экспорта российской продукции военного назначения. Прогнозируется, указанный выше до 2025 г период ежегодные объемы российского экспорта превысят отметку в 8 млрд.долл. США. Это обусловлено сохранением (наиболее вероятно) или незначительным падением объемов сотрудничества с традиционными зарубежными партнерами и выходом на значительные показатели ряда относительно новых. Прогнозируется в целом сохранение или даже небольшой рост объемов поставок в Южную и Юго-Восточную Азию, а также существенный рост поставок в государства Ближнего Востока, Северной и Латинской Америки.

     По  видам военной техники можно  ожидать следующее соотношение  объемов поставок в период до 2011 г: авиационная техника и вооружение – около 50%; военно-морская техника - до 30%; обычные вооружения – до 10%; вооружение ПВО, радиоэлектроника и системы управления – около 8%; боеприпасы – менее 3%.

     Формирование  прогноза экспорта российской продукции  военного назначения на более дальнюю  перспективу затруднено в связи с неопределенностью поведения мирового рынка и малого количества долговременных контрактов, срок действия которых заканчивается после 2010 г. Положение усугубляется, кроме того, прогнозируемой на начало следующего десятилетия годов сменой поколения ряда классов вооружений, например, самолетов тактической авиации, бронетанковой техники, планируемым широким выходом на рынок новых видов военной техники, таких как образцы фронтового вооружения на новых физических принципах, боевые беспилотные авиационные комплексы и т.п.

Информация о работе Анализ оборонно промышленного комплекса